Беломорский район. Республика Карелия.
Основные сведения
Дата образования: 1927 г.
Административный центр: Беломорск
Площадь: 180,5 тыс. кв. км
Население: 14,7тыс. чел. (2022)
Телефонный код: 81437
Официальный сайт: https://www.belomorsk-mo.ru
Расположение
Краткое описание
Исторический очеркОсновные даты
- До II нашей эры — древнейшим население района были саамы (лопари). Память о них сохранилась в народных преданиях и топонимах — местных географических названиях: Нюхча, Сума, Колежма, Вирма и др.
- В конце I — начале II тыс. новой эры здесь появляются древние карелы.
- XI-XII вв. — новгородские славяне.
- С XIV на западном берегу Белого моря появляются постоянные русские поселения, формирующие своеобразный этнос — «поморы», а сам край получает название «Поморье». Здесь пролегал один из основных путей проникновения новгородцев на Белое море по р. Выг.
- В XVII веке земли Беломорья стали приграничными. И не раз становились рубежами защиты от захватчиков-шведов. Соловецкие монахи даже возвели в конце 16 века в селе, которое нынче зовется Сумпосадом, острог.
- В 1702 г. строится знаменитая «Осударева дорога«. Начинался знаменитый волок у поморской деревни Нюхча.
- В 30-х годах XX века строится Беломорско-Балтийский канал.
- В 1938 г. основан город Беломорск.
- В 1941-1945 гг. штаб Карельского фронта переезжает в Беломорск, здесь – фактически столица Карелии.
- Город Беломорск
- Село Вирма — историческое поселение (XVI в).
- Деревня Воренжа— историческое поселение (1-я пол.XIX в.).
- Деревня Выгостров
- Деревня Ендогуба— историческое поселение (к.XVII в.(до 1692 г.)).
- Поселок Золотец
- Село Колежма — историческое поселение.
- Деревня Коросозеро— историческое поселение (1-я пол.XIX в).
- Деревня Лапино
- Село Лехта
- Поселок Маленга
- Деревня Муезеро (Ушково)
- Село Нюхча
- Деревня Пулозеро— историческое поселение (к.XVII в.).
- Поселок Пушной
- Поселок Сосновец
- Деревня Сумостров— историческое поселение (1-я пол.XIX в.)
- Село Сумской посад— историческое поселение (сер.XV в.).
- Село Сухое— историческое поселение (н.XVIII в.(до 1727 г.)).
- Станция Тундуга
- Деревня Шижня
- Деревня Шуезеро— историческое поселение (XVI-XVII вв.(до 1617 г.)).
- Село Шуерецкое
В культурно-историческом отношении район весьма своеобразен. Его история уходит в глубокие века, насыщена масштабными событиями и выдающимися памятниками.
В районе сохранилось значительное количество культурно-исторических объектов, отражающих разные века и события. На государственном учете находится свыше 266 памятников археологии, архитектуры, истории и искусства, 2 историко-культурных комплекса, 9 исторических населенных мест и 1 историко-культурная территория.
Здесь находится известный памятник материальной культуры древнего человека — Беломорские петроглифы. Его художественные галереи насчитывают более двух тысяч изображений зверей, птиц, людей, лодок и многого другого. Петроглифы относятся к IV-III тысячелетиям до нашей эры. Примерно к этому времени археологи относят и довольно многочисленные древние поселения, также расположенные в районе петроглифов. Их раскопано более 50.
Древнейшим населением края были саамы (лопари). Память о них сохранилась в народных преданиях и топонимах — местных географических названиях: Нюхча, Колежма, Вирма и др. В конце 1- начале II тысячелетия новой эры здесь появились древние карелы, а в Х1-XII веках новгородские славяне.
С XIV в. письменные источники фиксируют на западном побережье Белого моря постоянные русские поселения. Постепенно по берегам Белого моря сложился своеобразный «этнос» — поморы, сформировавший яркую и своеобразную культуру,а сам край получает название «Поморье».
Русские, заселившие прибрежные территории, в отличие от жителей центральной России, практически не занимались земледелием. «Помор», «поморец» — так, начиная с XVI века, стали называть людей, живущих на западном побережье Белого моря и ведущих морское промысловое хозяйство.
Один из основных путей проникновения новгородцев на Белое море пролегал по р.Выг, сыгравшей и в дальнейшем важную роль в истории Российского государства: по ней в 1702 г. прошла знаменитая «Осударева дорога», а в новейшее время — Беломорско- Балтийский канал.
«Море — наше поле», — говаривали поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях.
Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии судостроения. «Вечными мореходами» метко окрестил их известный русский адмирал Литке.Известные как покорители морей, удачливые промысловики, искусные судостроители, жители западного побережья Белого моря были и «торговыми людьми». На рынках Новгорода, Москвы, в портовых городах Норвегии и Швеции можно было встретить товары из Поморья: рыбу, соль, вываренную из морской воды, ценные моржовые клыки, слюду.
Долгое время поселения на побережье являлись владениями Соловецкого монастыря, оказывавшего большое влияние на развитие края. Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда, хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь — все имеет свои особенности. Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека — помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали многие путешественники и исследователи.
Особые песенные традиции возникли в среде людей, весь уклад жизни которых тесно связан с морем. Исполнительницами поморских песен традиционно являлись женщины. Свое душевное состояние, свои мечты, заботы поморки смогли передать в песне. Практически все стороны жизни — свадьба, праздничные гуляния, рекрутчина, ожидание мужей, сыновей, ушедших в море — нашли отражение в песне. В поморских песнях живут и предания о событиях, связанных с освоением края, о морских пиратах и ушкуйниках — новгородских разбойниках. Поморские песни протяжны, исполняются без музыкального сопровождения, для них характерно многоголосие. Эти песни удивительно созвучны северной природе, бушующему морю, шуму ветра. Сохранить традиционные поморские песни в их первозданном виде, донести их до слушателя — цель известного в Карелии и за ее пределами художественного коллектива — Поморского народного хора г. Беломорска.
Традиционным поморским промыслам, их историческому развитию и становлению посвящена постоянная экспозиция музея «Морская культура поморов конца Х1Х — начала ХХ вв.», действующая с момента открытия нового выставочного зала в 2008 г. Во многих деревнях под эгидой Центра поморской культуры функционируют народные фольклорные ансамбли.
Значительный природный и культурно-исторический потенциал района дополняется выгодами его географического положения и транспортной доступности. Располагаясь в средне-восточной части Карелии, примыкающей к берегам Онежской губы Белого моря, район легко доступен с любого направления и практически всеми видами транспорта. В меридиональном направлении его пересекают железная и автомобильная дороги федерального значения. Параллельно им с юга район пересекает Беломорско-Балтийский канал, соединяющий единым водным путем три жемчужины туризма на Севере России — Валаам, Кижи и Соловки. С юго-востока в район ведет железная дорога со стороны Архангельской области, а с востока район открыт для любых морских судов благодаря расположенному в Беломорске крупному морскому порту. Особое значение приобретает доступность района со стороны скандинавских стран, связь с которыми обеспечивается автомобильным транспортом через ТПП «Люття» по дороге Костомукша — Ледмозеро — Кочкома.