История появления Осударевой дороги — это история, овеянная славой и окутанная тайной. Когда имя Петра Первого стало именем настоящего царя Российского, страна была отрезана от морских побережий. Допустить того, чтобы такая конфузная ситуация продолжалась, Петр Алексеевич, конечно, не мог. С его ли любовью к кораблям терпеть такое? России нужна была Балтика. И появилась Осударева дорога, прошедшая по местам «пустым и зело каменистым». Дорога, построенная в 1702 году.
Эта самая сухопутная дорога на водоразделе Белого моря и Онежского озера от села Нюхча до Повенца, помогла одержать первую крупную победу над шведами и обеспечила желанный путь к Балтике.
Построили 170-верстную трассу (почти 265 км!) за две недели. Правда, на строительстве работало около пяти тысяч человек из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний.
Интересно то, что строили эту дорогу с двух концов, а завершили ее в середине. Рубили лес, прокладывали гати, мосты, засыпали болота песком, ровняли рельеф. Разведали дорогу по древнему новгородскому пути. Руководил работами сержант Преображенского полка некто М. Щепотьев, любимец царя.
Примечательно, что изначально Петру Алексеевичу предлагали вариант дороги через Вытегру как более комфортный. Но царю не понравилось, что путь шел через крупные населенные пункты, а нужно было иметь возможность совершать все переходы скрытно. Существует мнение, что дорога была тем путем, которым доставляли на побережье фрегаты новомодные. Но, на самом деле, никаких документальных подтверждений тому нет. Известно достоверно, что по Осударевой дорогой шли полки, генералитет, духовенство. Конечно, шли не на прогулку, а ради великого дела.
В ходе Северной войны использовалась Осударева дорога для транспортировки войск и грузов, но главным образом, конечно, вооружения из Олонецкой губернии в Архангельск, а оттуда уже в Санкт-Петербург. Но уже в 19 веке грандиозное творение крестьян было заброшено за ненадобностью.
Современное состояние «Осударевой дороги«, разумеется, оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что»Осудареву дорогу» в Беломорском районе считают «изюминкой», точно узнать, каков же был маршрут 17 века невозможно.
Ученые восстановили некоторые точки, по которым дорога точно шла. Мыс Вардия, деревня Нюхча (где, кстати, говорят, царь ночевал и даже презентовал свой кафтан новорожденному мальчику), Щепотева и Миленская горы, река Сума, Пихкамох, село Коросозеро, Петровский ям.
В Беломорском районе был проведен международный военно-исторический фестиваль «Осударева дорога», во время которого был открыт памятный знак в честь 310-летия самой дороги.