Весеннее путешествие по Межозерью

Весеннее путешествие по Межозерью

Маршрут: Приозерск — Кивач — Гирвас — Сямозеро — Кинерма — Сандеба -Олонец — Новая Слобода — Оять — Приозерск.

Участники: Саша, Лена и Вета. Длина маршрута составила 1700 км.
Время проведения : с 14 по 19 мая 2019 г.

Весеннее путешествие по Межозерью

Основной целью этого маршрута было более детальное знакомство с территорией Карелии, расположенной меж двух крупнейших озер Европы: Ладоги и Онеги.

Стартовали мы, как всегда, из Приозерска, который для нас является базовым лагерем.

День 1. Приозерск — Ляскеля — Кивач — Авиаретро

Если мы едем из Приозерска в сторону Петрозаводска и обратно, то у нас каждый раз получается объехать вокруг Ладоги. И мы выбираем разные места для остановок. В первый день мы выбрали маршрут из Приозерска вдоль северо- северо-западной части Ладоги. Дорога шла по трассе А-121, которая активно строится поэтому были частые остановки из-за дорожных работ. Первую остановку сделали в Ляскеля.

Ляскеля

Порадовались, посмотрев на бурный поток, и поехали дальше в надежде на то, что Кивач нас порадует большим количеством воды.

Долина скорби

Двигаемся сразу на Кивач, сделав только одну остановку в Питкярантском районе около Креста Скорби.

Крест Скорби установлен в 19 км от Питкяранта, в Долине Героев (известна также как Долина Смерти), где во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. шли наиболее ожесточенные бои. Всего за 105 дней боевых действий погибли и пропали без вести 130-150 тыс. советских воинов. Потери финнов составили более 22 тыс. человек убитыми.

В 2000 г. на месте братских захоронений был установлен монумент «Крест Скорби». По инициативе ветеранов и родственников погибших воинов был отлит из чугуна памятник с ликами двух скорбящих матерей — российской и финской высотой более 5 м. Это первый в России мемориал, посвященный Зимней войне, дань памяти всем ее жертвам.

Весеннее путешествие по Межозерью
Крест Скорби установленный в паять жертвам Зимней войны

Заповедник Кивач

Заповедник Кивая был создан в 1931 году по инициативе местных ученых. Причиной создания послужил водопад Кивач, который издавна был привлекательным туристическим объектом. Вокруг водопада находятся три сосновых бора, возраст деревьев в которых составляет 150-200 лет. Эти боры выросли на месте вырубок, проведенных в начале XVIII века, когда лес шел на строительство кораблей.

Водопад Кивач образован течением реки Суна, которая прорезает диабазовую гряду. Вода падает четырьмя уступами, общая высота которых составляет 10, 7 м.

После того, как пересохли его более мощные соседи — Поор-порог и Гирвас — Кивач считался наиболее крупным в России. В настоящее время со времени строительства Пяльеозерской ГЭС его былая мощь утрачена.

В 1 км от Кивача сейчас открыт кемпинг Лукоморье, где можно отдохнуть, переночевать и вкусно поесть.

Весеннее путешествие по Межозерью

Загородный клуб Авиаретро

Дорога в этот день была долгой, и нам надо было возвращаться к месту ночевки, которая у нас была забронирована в загородной клубе Авиаретро в Шуйской Чупе.

Очень рекомендуем. Огромная территория, уютные коттеджи, прекрасное кафе и отличное отношение к собакам, что пока является редкостью. У нас был забронирован небольшой номер. Нам очень понравилось, и мы изменили свой маршрут и еще на два дня вернулись туда.

День 2. Авиаретро — Сампо — Кончезеро — Марциальные воды — Спасская губа — Гирвас- Авиаретро

Двигаемся от Шуйской Губы по трассе 86К-18 (Старая Мурманская дорога) вдоль Кончезера. Озеро Кончезеро имеет сильно вытянутую форму. Длина его составляет 22 км, а ширина — 3 км. На Кончезере 108 островов, протянувшихся цепочкой и разделивших его на 2 части. Дорога двухполосная и асфальт подразбит. Сейчас поток машин по ней небольшой. Основной трафик идет по трассе Кола.

Гора Сампо

Останавливаемся около скалистой возвышенности на западном берегу Кончезера, которая носит название «Гора Сампо». Своим названием она обязана советско-финскому фильму «Сампо», который снимался здесь в 1960 г. по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Считается, что именно здесь закопаны обломки мифического предмета, который обладает волшебной силой и является источником счастья, а Гора Сампо является местом силы.

Поселок Кончезеро

Поселок Кончезеро расположен между Кончезером и Пертозером, на перешейке шириной около 50 м. Село уже отпраздновало свое 450-летие. Эту местность исторически заселяли карелы-людики.

В 1706 году по указы Петра I здесь был построен медеплавильный и чугунолитейный завод. Руду добывали в местных озерах и болотах. Завод действовал до 1905 г.

В центре поселка находится Церковь Троицы Живоначальной, которая была возведена в 1866 г. для заводских рабочих. В советское время, как водится, была и клубом и складом. С 2011 г. на благотворительные деньги ведутся восстановительные работы.

Марциальные воды

Марциальные воды — эо первый отечественный курорт, появление которого связано с именем Петра I, который издал указ о вознаграждении за сведения о лечебных источниках по всей стране.

В 1714 г. крестьянин из деревни Виданы Иван Рябов обнаружил в рудяном Равболоте источник, вода которого после приема принесла ему облегчение от сердечной болезни.

В 1719 г. Петр I издал указ об открытии курорта Марциальные воды. Сам Петр I четырежды бывал в Марциальных водах. К первому приезду царя были построены три деревянных дворца, соединяющиеся крытыми галереями с источниками. Отсюда пошло и название деревни — Дворцы. После смерти Петра I курорт постепенно пришел в запустение. За 200 лет обветшали и развалились все постройки.

И только 1964 году на базе источников и целебных грязей Габозеро был открыт всесоюзный бальнеологический санаторий, получивший петровское название — «Марциальные воды».

Спасская Губа

Село Спасская губа появилось на берегу Мунозера в XVI в. Через него издавна проходила дорога от Петрозаводска на север Карелии. В XVIII веке здесь работали чугуноплавильные заводы, разрабатывалась мраморная ломка на Белой горе, малиновый гранит поставлялся в Санкт-Петербург.

Гирвас

Река Суна — вторая по протяженности река Карелии, ее длина — 280 км. Свое начало она берет в небольшом озере Кивиярви, а впадает в Кондопожскую губу Онежского озера. В XX в. течение реки было искусственно изменено и два водопада на реке Суне практически исчезли : Поор-порог и Гирвас. Выше Гирваса было построено водохранилище и воды реки Суны были искусственно направлены в обводной канал и далее в озеро Сандал и на турбины Кондопожской ГЭС.

Когда воды Суны были выпущены из водохранилища, мощный поток за одни сутки прорубил 4-километровый каньон в песчаных отложениях и у самого конца канала обнажился скальный выступ с большим перепадом высот, что дало возможность построить здесь еще одну гидроэлектростанцию -Пальеозерскую.

В процессе проведения столь масштабных работ геологами были обнаружены остатки древнего вулкана, извергавшегося 2 млрд лет назад. Сейчас в жерле вулкана можно прогуляться по застывшим лавовым потокам около водопадов Старый и новый Гирвас.

Весной во время половодья при переполнении водохранилища по старому руслу проводят сброс воды и можно полюбоваться сбросом воды в Старый Гирвас.

Насладившись водопадом Гирвас, возвращаемся в полюбившийся нам Загородный клуб Авиаретро.

День 3. Авиаретро — Сямозеро — Кинерма — Сяндеба -Нурмолицы

Прощаемся с загородным клубом Авиаретро и держим путь по дороге 86К-10 к Сямозеру.

На этой территории сохранилась исторически сложившаяся система расселения этнической группы пряжинских (сямозерских) карелов-ливвиков, основу которой составляют исторические поселения, связанные сухопутными и водными путями сообщения, сформировавшимися в течение столетий, и ценное природно-ландшафтное окружение. В исторических поселениях полностью или частично сохранилась традиционная объемно-планировочная структура и историческая застройка, которая представлена традиционными крестьянскими домами-комплексами и отдельно стоящими хозяйственными постройками: амбарами, банями, хлевами. Особую роль в застройке поселений играют часовни, которые вместе с культовыми рощами являются своеобразными архитектурными доминантами. Благодаря сохранившейся исторической среде эти поселения представляют сейчас своеобразные заповедники народного деревянного зодчества и традиционной карельской культуры.

Конечно, мы смогли посмотреть только некоторые из этих объектов.

Поселок Сяпся

Расположен на восточном берегу Сямозера в устье реки Сяпся.

Держим дальше путь к зоокомплексу «Три медведя», расположенному в сосновом бору на берегу Сямозера. Зоокомплекс занимает большую территорию, часть из которой используется для размещения туристов. Здесь есть гостевые дома, можно поставить машину, палатку. Другая часть — собственно зоокомплекс, вход на нее только во время проведения экскурсий.

В зоокомплексе можно познакомиться с разными животными, покормить их.

Лахта

Лахта находится на северном берегу Сямозера среди сосновых и еловых лесов.

Слово «лахта» означает «залив». Деревня Лахта получила такое название в далекой древности именно из-за своего расположения на берегу большого сямозерского залива.

В 1834 году в деревне Лахта проживало 17 семей. Население насчитывало свыше 180 человек. В 1926 году дворов в деревне было уже 39, хотя количество людей выросло незначительно — до 207 человек.

В 19 веке существовал Лахтинский приход. В деревне стояла церковь. В документах 1859 года особо отмечалась и кузница.

До нынешнего времени в Лахте сохранились старые карельские дома, у въезда в деревню стоит часовня Богоматери Троеручицы постройки конца 19 века.

Деревня Сямозеро

Деревня Сямозеро расположена не у магистрали, она в километре от шоссейной дороги и в трех от железнодорожного пути, поэтому место это тихое, чистое и уединенное. Начинается Сямозеро с Тювелицы. Сюда приводит дорога, проходящая через лес, мимо нынешнего деревенского кладбища.

Согласно ревизским сказкам 1782 года, в Сямозере в целом, то есть учитывая население Гейнаволока (старое название Диеккал), Тювели и Погоста, было 42 семьи, население составляло около 250 человек. К 1850 году количество семей сократилось до 34, а количество людей примерно до 220 человек. По материалам переписи 1926 года, в Сямозере насчитывалось 35 домов и проживало 182 человека ( 88 мужчин и 94 женщины), но Тювелицу (Тювели) по-прежнему считали отдельно, там было 27 домов и 148 человек. Отдельно учитывалось и местечко Юрикки (Юурикку), где было 3 хозяйства и 17 жителей. Таким образом в целом в Сямозере в начале 20 века было 65 хозяйств, а население достигало 350 человек. Это была большая, крепкая деревня.

Начало деревни называют Тювелица (тюви — корень). Вторая часть — Диеккал (Диеккалица) — проходила вдоль берега и заканчивалась домом дьяка. Название Диеккалица впервые появилось в 1830 году. Третья часть шла в горку, называлась Погостом и когда-то соединялась с Диеккалицей двумя деревянными церквями: Богоявленской и Успенской (зимняя с печами и летняя). В двадцатом веке уже была только одна — Успенская церковь, которая действовала до 1930 г. Затем использовалась как клуб. Сгорела в начале 1960-х.

В 2010 на месте прежней Сямозерской Успенской церкви была возведена и освящена в праздник Успения часовня в честь Успения Богородицы.

В Сямозере осталось не так уж много старых домов карельской архитектуры. И постоянных жителей в деревне сейчас мало. Большая часть прежних местных в настоящее время навещает Сямозеро только летом.

Эссойла

Поселок Эссойла находится в Пряжинском районе Республики Карелия.  Численность населения – 1742 человека, является административным центром Эссойльского сельского поселения, которое состоит из 25 населенных пунктов. Поселок стоит на берегу Сямозеро.

Раньше на месте поселка стояла деревня Эссойла, однако во времена войны она полностью сгорела и впоследствии на ее месте возник поселок в современном виде. Точная дата основания деревни неизвестна, однако она уже упоминается в документах XVI века. 

От Эссойлы движемся на юг в сторону деревни Кинерма.

Ведлозеро

Ведлозеро – старинное карельское село. Упоминается в документах XVI века, но точная дата его основания неизвестна. Жители села занимались рыболовством, земледелием. В 1920 году Ведлозерская волость вошла в Карельскую трудовую коммуну.

Весеннее путешествие по Межозерью
Ведлозеро — вид сверху (из открытых источников)

Ведлозеро – один из крупнейших населенных пунктов Пряжинского района Карелии. В селе есть детский сад, школа, библиотека, дом культуры, медицинский пункт, магазины, лесничество, отделение «Почты России», племсовхоз. Есть Карельский народный хор, который был создан еще в 1938 году. В 2013 году в селе Ведлозеро создали Дом карельского языка.

Деревня Кинерма

Деревня Кинерма находится в Пряжинском районе Республики Карелия. Входит в состав Ведлозерского сельского поселения, численность постоянного населения всего 6 человек, однако летом сюда приезжают владельцы домов в деревне, которые уехали в другие населенные пункты Карелии. Является комплексным памятником истории.

В деревне постоянно проживает шесть человек, летом приезжают бывшие местные жители. Деревня Кинерма является популярным туристическим местом в Карелии, даже есть отдельные туры именно сюда. В деревне есть музей, продаются сувениры, проводятся мастер-классы по изготовлению различных предметов. Есть гостевые домики – туристы во время туров могут поселиться в деревне Кинерма и насладиться атмосферой.

В 2016 году вошла в Ассоциацию красивых деревень России (организация пропагандирует и способствует развитию этнотуризма и сельского туризма). Также в этом году деревня Кинерма вошла в число (топ-8) красивейших деревень России.

Памятниками архитектуры в деревне Кинерма признано семь объектов, это шесть домов постройки XIX века, а также баня, которая была построена в 1902 году. Есть часовня Смоленской Богоматери, которая была построена в XVIII веке.

Движемся дальше в сторону села Видлица.

Село Видлица

Историческим предшественником Видлицкого погоста стало село Видлица, входящее в состав Олонецкого национального района Республики Карелия.

В 1896—1897 годах в Видлице был построен крупный Видлицкий чугунолитейный завод, руда для которого доставлялась с Валимякинского рудника, расположенного вблизи Сортавалы. В 1909 г. предприятие было закрыто ввиду убыточности, постройки завода не сохранились.

В 30 км от села Видлица находится Сяндемский Успенский женский монастырь.

Сяндемский Успенский женский монастырь

Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века. Основателем пустыни является святой преподобный Афанасий Сяндемский

Известно, что в конце XVI века он просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и прп. Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример. Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни.

В начале ХVIII века обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.

В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах.

С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.

С началом прихода советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья.

В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.

25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная Литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. 27 июля 2011 года состоялось открытие Сяндемского Успенского женского монастыря.

После посещения монастыря взяли курс на деревню Нурмолицы, где в гостевом комплексе Нурмолицы у нас был забронирован номер. Очень симпатичное место, рекомендуем.

День 4. Нурмолицы — Важеозеро — Старая Слобода — Оять — Приозерск

Держим путь на Важеозерский монастырь.

Важеозерский мужской монастырь расположен в 60 км от Олонца по трассе Олонец – Петрозаводск. Создание Преображенской Задне-Никифоровской пустыни относится примерно к началу XVI века. После

Важеозерская обитель появилась стараниями двух учеников прп. Александра Свирского. Примерно в 1500 г. старец Геннадий поселился на берегу Важеозера в небольшой пещере и прожил в ней около 15 лет, освятив это место своим духовным подвигом. Начало ж монастыря было положено прп. Никифором, пришедшим с несколькими послушниками из Свирского монастыря.Они возвели деревянную Преображенскую церковь и несколько келий. Земли для хозяйствования обитель получила от Ивана Грозного.Все работы в ней были обязаны выполнять сами монахи.

В 1723 г.обитель была лишена земель и приписана к Сяндемской пустыни, а в 1764 г. совсем закрыта.

В 1800 г. обитель была передана Александро-Свирскому монастырю. В 1885 г. страшный пожар уничтожил все строения. Первым жертвователем на восстановление был Иоанн Кронштадтский, неоднократно посещавший эти места.

После революции 1917 г. монастырская жизнь прервалась. С 1920 г. здесь была размещена детская колония. В 1923 г. во время массовых репрессий монашествующих, иноки Важеозерской обители были расстреляны. К 1935 г. обитель была разорена, иконы, книги, архивы, погост, братский корпус и монастырская стена уничтожены. В разное время в зданиях монастыря располагались спортивный зал, библиотека, кинозал, лагерь для пленных финнов, больница для душевнобольных. Восстановление первозданного вида началось в 1988 году. Важеозерский монастырь — единственный, действующий мужской монастырь в Олонецком районе. 

По дороге домой решаем посмотреть два монастыря: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь и Введено-Оятский женский монастырь.

Старая Слобода

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

Свирский монастырь был основан св. прп. Александром Свирским в конце XV в. в дремучих лесах среди языческого коренного населения — корелов, вепсов и чуди.

Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Еще при жизни Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келья — Троицкий комплекс; у монастырского кладбища — Преображенский. В настоящий момент комплексы представляет собой единый памятник архитектуры XVI-XIX веков.

Монастырь расположен на высоком берегу Рощинского озера, сохранилась большая часть его строений.

Самой древней постройкой монастыря является каменная церковь Покрова Божьей Матери, возведенная прп. Александром Свирским в 1533 г. Строительство ее велось на пожертвования царя Василия III.

Основными сооружениями монастыря являются : каменный Преображенский собор с приделом прп. Александра Свирского (1644 г.), каменный собор Живоначальной Троицы (1791 г.), Церковь св. пророков Захарии и Елизаветы (1685 г.), церковь Иоанна Дамаскина (1718 г.). Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, прп. Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

После революции в 1917 г. в монастыре не осталось ни монахов, ни главной святыни -мощей св. прп. Александра Свирского. На территории монастыря появились тюрьма, казармы, инвалидные дома, совхоз и психиатрическая больница.

Возрождение монастыря началось с 1997 г. Были приведены в порядок храмы и часть корпусов. Самым большим событием стало обретение мощей св. прп. Александра Свирского 30 июля 1998 г.

Троицкий комплекс

Преображенский комплекс

Оять

Введено-Оятский женский монастырь

Православный женский монастырь расположен на берегу р. Оять.Предположительная дата основания — начало XV в. Первые сведения о нем содержатся в «Житии святого Александра Свирского», написанного его учеником Иродионом в 1545 г.

Одно из памятных событий в истории монастыря — рождение в селе Мандеры, которое находилось напротив монастыря на другом берегу реки Оять, в семье селян Стефана и Вассы святого Александра Свирского.

Родители преподобного Александра Свирского похоронены в монастыре. На месте их захоронения поставлена часовня.

В 1582-1617 гг., в период шведского разорения обитель прекратила свое существование. С середины XVII в. до 1764 г. обитель была приписана к Александро-Свирскому монастырю, позже Введено-Оятский монастырь получает содержание от государства.

В течение веков из-за частых разорений и пожаров состав монастырских храмов неоднократно менялся. Первое каменное здание — соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы божьей матери был построен в 1817 г. В 1910 г. был возведен собор Богоявления Господня с тремя пределами в неорусском стиле. Он заменил деревянный храм, стоявший над могилами родителей Александра Свирского.

В 1918 г. монастырь был закрыт.

В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения сельского хозяйства. С 1993 г. был открыт Введено-Оятский женский монастырь.

Наступал вечер, поэтому до Приозерска мы уже ехали без остановок.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *