Расположен у подножия горы Ахмаваара, что находится неподалеку от поселка Алхо с населением всего 20 человек.
Это загадочное сооружение представляет собой выложенную из камней спираль у подножья небольшой скалы Ахмаваара, расположенной примерно посередине между посёлками Алхо и Куриёки. Найти это место можно по координатам навигатора N61 17.772 E29 49.791. Цель постройки этого лабиринта точно так и не выяснена. Некоторые специалисты считают, что он использовался для древних ритуалов, направленных на привлечение удачи в охоте или рыбалке. Предположительно проход по лабиринту как бы символизировал заход рыбы в сети.
Есть и более мрачные гипотезы, которые утверждают, что лабиринт выстроен для того, чтобы препятствовать душам умерших возвратиться в мир живых. А местные жители вообще говорят, что когда-то на вершине этой скалы было языческое капище, где предки саамов поклонялись своим забытым богам.
Кстати, если подняться на гору, то там вы действительно найдёте некие деревянные идолы. Но вот только ставили их там отнюдь не саамы. Эти статуи — дело рук наших современников, поклонников древних верований, которые регулярно проводят здесь свои ритуалы. Присматривают они и за лабиринтом, регулярно добавляя туда новые камни.
Однако кроме деревянных новоделов есть на вершине горы и более интересные артефакты. Легенды гласят, что там находятся особые камни, каждый со своими целебными свойствами. Например, один из плоских камней помогает при болях в спине, а другой — может поспособствовать исцелению сердца. Есть на вершины горы Ахмаваара и «женский камень», возле которого установлена вырезанная из дерева богини Макоши — древнего женского божества, помогающего в том числе и при лечении женских болезней.
Как правильно проходить протосаамский лабиринт?
Наверное, доподлинно это известно лишь его создателям. А нам остаётся только доверять рассказам местных жителей, да любителям экзотерических знаний. Одно известно точно — вы должны что-нибудь оставить в лабиринте, как бы принести дар духам. А они в благодарность должны помочь выполнить какое-нибудь желание. Теоретически. Многие в это верят, и поэтому в центре лабиринта всегда полно каких-нибудь мелких даров: монеток, ленточек, конфет, печений и так далее.
Если вы тоже готовы испытать удачу и попробовать попросить помощи у таинственных сил, то нужно выполнить обряд — пройти лабиринт и оставить там что-нибудь в дар, мысленно концентрируясь на своём желании. Важный момент: идти в центр лабиринта нужно держа ладони вниз, как бы отдавая земле негативную энергетику. А возвращаясь, нужно, напротив, держать ладони повернутыми вверх, подпитываясь позитивной энергией. Ещё говорят, при прохождении лабиринта может возникнуть желание унести с собой какой-нибудь камень. Не сопротивляйтесь. Посмотрите вокруг, вдруг какой-нибудь из многочисленных камней, составляющих в лабиринт, просится в вашу ладонь. Возможно он станет вашим талисманом, и тоже поможет в исполнении желаний. Но это не точно.
Если же говорить чуть серьёзнее, то исполниться или нет загаданное желание, наверное, зависит от веры самого человека. В первую очередь в самого себя. Во всяком случае вреда от прохождения лабиринта точно не будет, с этим местом не связано столько мрачных легенд и историй, как например, с горой Воттоваара, о которой можно почитать здесь.
КАКИЕ ЕЩЁ МЕСТА СИЛЫ ЕСТЬ В ОКРУГЕ?
Их довольно много. Например, у подножья скалы Ахмаваара, совсем недалеко от лабиринта течёт маленькая безымянная речушка. Там есть плоский камень, который известен как «Перекат желаний». Если перейти речку по этому камню, то должно сбыться загаданное желание. Так что на всякий случай можно дойти и до него. Лишним не будет. Если от лабиринта отправиться в сторону посёлка Куриёки, то в его окрестностях стоит поискать камень-седло, который… да, да, тоже исполняет желания. Для этого на нём нужно просто посидеть. Главное не засиживаться, особенно в холодную погоду.
Есть в округе и ещё один священный камень. Камень-ступа. У него уже более серьёзное предназначение. По легенде на сиденье этого камня на ночь оставляли тяжело раненных воинов, которым уже было невозможно помочь другими способами. К утру воин должен был или умереть, или, с помощью духов получить шанс на выздоровление.
Интересно, что кроме священных камней у народов, ранее населявших эти земли, была традиция связанная и со священными деревьями. Обычно для этой цели использовали хвойное дерево, например, сосну. Чтобы придать дереву святость над ним проводили особый ритуал — с одной стороны обрубали все ветки. Часто такие мероприятия делали в честь каких-то значимых событий, похорон или свадеб.