Поселок Повенец, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Повенец — поселок городского типа в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Расположен на берегу Повенецкого залива Онежского озера, в 28 км от Медвежьегорска.
В начале XV века река Повенчанка, земли и лес вокруг неё стали владением Ивана Водникова. Во второй половине XV века его наследники продали владение Вяжицкому монастырю. Вскоре в 10 километрах севернее Онежского озера у Волозера (современный 7 шлюз Беломорско-Балтийского канала) возникла одноименная однодворная деревня. Около 1530 года Вяжицкий монастырь перенес монастырский двор из-под Толвуи в устье реки Повенчанки. Рядом возникло несколько починков. Впервые Повенец упоминается в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины 1563 года. В XVI—XVII веках через Повенец пролегала «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю, населённый пункт представлял собой торговую слободу.
В 1703 году Петр I основал в Повенце чугунолитейный завод, который работал на местной руде.
В начале XVIII века Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги», сочетавшей водный путь с наземным волоком.
С 1782 гола Повенец — уездный город, Повенецкий уезд был самым северным и самым крупным уездом Олонецкой губернии.
с 1927 года — центр Повенецкого района. В 1931-1933 годах становится центром строительства Беломоро-Балтийского канала.
Беломорско-Балтийский канал был построен в период первой пятилетки в 1931-1933 годах. Соединив Онежское озеро с Белым морем, он дал возможность ускорить освоение лесных, минеральных, рыбных и прочих природных ресурсов обширного окраинного региона. Из общего протяжения канала в 227 км только 48 км проходят по искусственным каналам, остальные 179 км – по озерам и рекам. Всего ББК включал в себя 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу, 12 водоспусков, 36 искусственных каналов.
От Онежского озера на протяжении 12 км трасса ББК поднимается ступенчатым шлюзованным каналом, так называемой «Повенчанской лестницей», включающей 7 шлюзов и связанные с ними плотины, дамбы и водоспуски. Все шлюзы были спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму применение бетона. Камеры и палы (подходы) шлюзов выполнялись в виде деревянных ряжевых конструкций значительной высоты (до 12 м), что не имело аналогов в практике мирового гидростроения. В настоящее время они заменены бетонными конструкциями.