История Беломорско-Балтийского канала
Идея проложить тут водный путь впервые пришла в голову отнюдь не Иосифу Сталину, как это принято считать. Ещё в средние века православные паломники добирались здешними местами к Соловецкому монастырю. И в описании первой детальной карты страны, сделанной в 1627 году, уже указывается «Беломорский путь», со всеми его реками и озёрами.
При императоре Петре Первом, во время Великой Северной войны в 1702 году, в густых лесах вырубили широкую просеку, и по ней волоком перетащили военные суда в Онегу. Пётр ещё посетовал – жаль, де, что канала тут нет. Но дальше царских сожалений в ту пору дело не пошло.
В конце 18-го века появилось несколько вариантов строительства канала – их предлагали местные купцы и предприниматели. Водный путь позволил бы им переправлять в нужные места сырьё и товары, способствовал бы оживлению торговли.
Однако правительство сочло все предложенные проекты слишком дорогостоящими и трудоёмкими. То же самое повторилось и в 19 веке: идеи и начинания различных лиц – отвергались.
В 1900 году показалось, что работа профессора Тимонова, за которую он получил золотую медаль на выставке в столице Франции – будет воплощена в жизнь. Однако этого не случилось. И даже в начале Первой мировой войны, когда канал очень пригодился бы российскому флоту, к его строительству так и не приступили.
Канал, о котором на протяжении нескольких веков лишь мечтали, был построен за считанные месяцы, в начале 30-х годов 20-го века. Стоило И.В. Сталину проявить соответствующую инициативу, как был образован Особый комитет, задачей которого стало – руководить строительством.
Сразу было решено сократить до предела расходы, и проложить канал в рекордные сроки, чтобы показать всему миру мощь советской страны. Валюта и импортные материалы при строительстве Беломорско-Балтийского канала имени Сталина не использовались вообще. Только рубли – и то по минимуму.
Кто строил Беломорско-Балтийский канал
Самым дешёвым оказался труд заключённых. В общей сложности сюда было направлено около 280 тыс. узников ГУЛАГа. Даже жаргонные слова «зэк», «зэка» – родились именно тут. Когда появилось определение «трудовой фронт», тогда же невольников стали называть – «заключённые каналоармейцы».
Из-за нереально коротких сроков, использования самых примитивных и дешёвых материалов и каторжного труда, канал не удалось сделать таким, каким его проектировали. Он оказался мельче – средняя глубина была чуть больше 3,5 м, и впоследствии его пришлось реконструировать и углублять, ведь иначе по нему не смогли бы пройти тяжёлые суда.
Интересные факты о Беломорско-Балтийском канале:
- Длина канала составляет 227 км.
- Он включает около 100 сложных гидросооружений.
- В июле 1933 года Сталин с приближёнными совершил прогулку по каналу на катере.
- Открытие Беломорканала состоялось в августе 1933 года.
- По официальным данным, во время строительства умерло около 13 тыс. человек. По неофициальным – до 200 тыс.
- До 1961 года канал носил имя Сталина.
В 1932 году выпустили знаменитые папиросы «Беломорканал». Из-за своей дешевизны, этот вид табачных изделий сразу приобрёл огромную популярность. На пачке, разумеется, был изображён Беломорско-Балтийский канал на карте СССР.
В годы Великой Отечественной войны Беломорканал неоднократно бомбили. Людей, живших в этих местах, эвакуировали. Часть же шлюзов была взорвана советскими войсками «чтобы не достались врагу».
После Победы гидротехническое сооружение восстановили в короткие сроки. К середине лета 1946 года судоходство по каналу возобновилось.
Значение Беломорско-Балтийского канала
Сегодня значение канала велико, он является частью глубоководной системы России. Природные богатства Карелии и Кольского полуострова, благодаря работе канала, кратчайшим путём доставляются к местам их переработки.
Масштабная реконструкция Беломорканала, к которой приступили в 70-х годах, продолжается до нынешнего времени.