Недалеко от деревни Кителя (Питкярантский район) находится Кительское месторождение граната (альмандина).
Впервые добычу гранатов (или же альмандинов) в деревне Кителя начали производить шведы в 1583 году. Камни ошибочно были приняты в качестве рубинов. По одной из легенд кительский рубин можно встретить в короне шведского короля. Еще два столетия с момента открытия месторождения кительские самоцветы высоко ценились в Швеции. Лишь В конце XVIII века, когда деревня Кителя вновь была частью Российской Империи, ученые установили, что кительские самоцветы являются разновидностью граната. Гранаты темно-красного цвета, как правило, не большого размера, имеют хрупкую структуру и большую трещиноватость. По причине низкого качества эти камни не являются ювелирным сырьем. Тем не менее, гранаты очень популярны и легко доступны при добыче. В старых отвалах нередко можно встретить не только любопытных туристов, но и тех, кто занимается незаконной добычей альмандинов. Кительское месторождение граната уникально, поскольку является крупнейшем в своем роде.
Как добраться: Чтобы посмотреть траншеи и отвалы месторождения, а также собрать на память альмандинов, вам необходимо, двигаясь по трассе 86К-8 в деревню Леппясилта из города Питкяранта, ориентироваться на большой левый Т-образный перекресток с грунтовкой, с указателем «Мурсула». Сразу за ним нужно повернуть на проселочную дорогу, уходящую вправо в поля. Дорога не проезжая, поэтому машину лучше оставить в начале пути и пройти пешком по дороге примерно с километр. Затем свернуть налево в лес. Там и находятся места разработки гранатов. Координаты GPS: 61°41’25.0″N 31°20’07.6″E
С одной стороны, Кителя — известнейшее на северо-западе России месторождение поделочного и коллекционного граната, с другой – бывший центр православной земли Импилахти. Здесь чудесным образом материальное и духовное соединились и воплотились в камне, похожим на капельки крови.
По мнению историков, первоначально деревня Кителя называлась Китиля. Кто — то из чиновников, вписывая название деревни в документы, по ошибке изменил одну букву, и стало — Кителя. Первыми ее жителями были карелы, пришедшие в начале XVI века с побережья Ладоги в поисках хороших земель. Распахивая поля сохою, кительские крестьяне часто находили в земле невиданные ими ранее округлые, с небольшой грецкий орех, темно-красные камешки, которые они называли «китиля киви». Не зная настоящую цену этих камней, крестьяне поначалу собирали их, и отдавали детям для игр. Но пришло время, когда кительские самоцветы увидели новгородские и московские купцы и определили их как анфракс или червцы — так называли «господина всех камней» — гранат на Руси.
Красные гранаты вместе с другими огненно-красными камнями — рубинами, топазами, шпинелью — привозились в Россию и Европу из стран Азии и Африки, через город Алабанда в Малой Азии — древнейший центр обработки самоцветов. Гранат стал почитаться людьми еще с VI века до Р.Х. Римский писатель и ученый Плиний Старший (23-79 годы от Р.Х.) так говорил об этом чудесном камне: «Первое место среди малиново-красных камней занимает карбункул, называемый так потому, что он напоминает огонь». Гранату приписывались лечебные свойства. Считалось, что он врачует сердце, мозг и память, веселит душу, останавливает кровотечение, успокаивает желудок. По поверью, гранат в перстне обеспечивал его владельцу доброе расположение друзей, отводил опасность, предохранял от измены, изгонял черные мысли. Это камень любви: подарок перстня с гранатом символизировал уверение в дружбе, любви и благодарности. В России долгое время не было своего граната. Существовало даже поверье, что в холодной русской земле красные, огненные камни просто не могут родиться. И вдруг такая неожиданная находка красных самоцветов на карельской земле, на северном побережье Ладожского озера!
В первой половине XVI века жители Кителя и ближайших деревень платили кительскими самоцветами дань Москве, пока не вторглись в карельские земли шведские отряды, неся с собой смерть и разрушения. Началась Ливонская война, опустошив-шая шведским мечом Корельский уезд. Карелы не смирились с оккупацией, и в 1582 году началось массовое партизанское движение, одним из руководителей которого был крестьянин из Никольско-Сердобольского погоста Кирилл Рогозин. Кителя находилась в стороне от военных баталий, но ее жители ушли в партизанские отряды, зная, что шведы придут и сюда. Шведы давно были наслышаны о кительских самоцветах и мечтали в своих дерзких планах завладеть ими.
После захвата Корелы (5 ноября 1580 г.), Лаури Торстейн привез в Стокгольм королю Юхану III несколько образцов сланца с кристаллами «рубинов», выломанных из скал в окрестностях Кителя. Шведы действительно приняли обыкновенные темно-красные гранаты за более ценные рубины.
23 октября 1583 года Юхан III приказал отправить в Кителя из Кексгольма (быв. Корелы) военный отряд с целью добычи драгоценных камней для шведской казны. Недалеко от опустевшей деревни, в подножье невысокой плоской скалы, шведы заложили несколько узких горизонтальных рвов, и начали добывать самоцветы. Через какое-то время в Стокгольм были отправлены первых две бочки, наполненные «карельскими рубинами» — дорогой подарок королю.
В конце XVI века Россия возобновила военные действия со Швецией. Война 1590-1593 годов была победоносной. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Россия вернула себе захваченные шведами земли. В Кителя ненадолго вернулась мирная жизнь.
В начале XVII века шведские войска, под руководством Якова Делагарди, вновь вторглись в карельские земли. В 1610 году началась длительная осада крепости Корела, в которой помимо гарнизона численностью 500 человек под командованием воеводы И. М. Пушкина собралось от 2 до 3 тысяч карел во главе с Григорием Сиркиным. Здесь же был карельский епископ Сильвестр. Только 2 марта 1611 года, когда в живых оставалось не более 100 защитников, воевода сдал крепость, выговорив право на свободный выход. Затем шведы достигли острова Валаам и уничтожили монастырь. Постепенно шведские войска оккупировали значительные территории Северо-Запада России, включая и Новгород. По Столбовскому договору от 23 февраля 1617 года Россия оказалась отрезанной от берегов Балтики, потеряв Карельскую и Ижорскую земли. В Северном Приладожье новая граница прошла намного восточнее Кителя, через Погранкондуши.
Геноцид православного населения (русских, карелов, ижор) связанный с насильственным распространением лютеранства, привел к массовому исходу населения края вглубь России. Одних только карелов к середине XVII века переселилось не менее 30 тысяч человек. Их новой родиной стали районы Олонца, Тихвина, Валдая, Бежецка. Опустевшие земли Корелы заселялись финнами. На новые места уходили и кительцы, унося с собой на память горсти темно-красных, похожих на капельки крови, самоцветов.
Шведы вернулись в Кителя и возобновили здесь добычу «рубинов» для королевской казны. Еще несколько бочек самоцветов было отправлено в Стокгольм. К концу XVII века Кительские копи представляли собой серию рвов-щелей и траншей, уходящих вглубь скалы на многие метры. Вынутая и измельченная до дресвы порода была свалена у подножья скалы грядой длиной более 50 м. Самоцветы легко извлекались из мягкого, податливого слюдяного сланца. Далеко не все кристаллы граната были качественные, много из них попадалось трещиноватых и замутненных, почти не пригодных для изготовления украшений. Тем не менее, «карельские рубины» из Кителя ценились достаточно высоко, пока не подешевели. Сейчас кительские гранаты можно увидеть в минералогической коллекции Государственного Музея Швеции в Стокгольме.
После окончания Северной войны Россия вернула себе прежние карельские земли и получила выход в Балтийское море. На прежние места стали возвращаться карелы, к ним присоединились финны и русские крестьяне-переселенцы из внутренних губерний России. Шведские «рубиновые» копи в Кителя были заброшены. Местные жители рассказывали легенды о зарытых там сокровищах и истории, связанные с бывшими их хозяевами-шведами. Место, где раньше добывались самоцветы, карелы и финны называли Киделя Киви Каллио.
В XVIII веке кительские «рубины» были определены как разновидность граната (что в переводе с латыни означает «подобный зернам»). За характерный фиалковый (фиолетовый) оттенок их официально называли венисами. Цена на этот довольно распространенный в природе гранат-альмандин не была такой высокой, как при шведах, в XVII веке. По этой причине специально организованной добычи граната в Кителя больше проводилось. Самоцветы потихоньку собирали крестьяне на полях во время вспашки земли и продавали любителям и купцам за умеренную цену, а те их шлифовали, полировали и вставляли в перстни, либо перепродавали огранщикам в Петербург и Москву.
Русский академик Н. Я. Озерецковский, посетивший Кителя в 1785 году, написал в своей книге: «Место сие примечания достойно по гранатам, которые там во множестве находятся. Камни сии величиною попадаются близ небольшого грецкого ореха, и малые ребята собирают их на поле, когда крестьяне пашут свою землю, из которой сохою вырываются они наружу, но гнездо их находится в Тальковом камне, в местечке Киделя Киви Каллио, которое начинается в лесу от селения не более как на версту… В Сердоболе видел я перстень, сделанный из здешнего граната, на котором темно-красный цвет столь был чист, что камень почти прозрачным казался» (1).
В XIX веке цена на кительский гранат упала еще больше. Мировой рынок наполнялся чешскими и африканскими пиропами и азиатскими альмандинами высокого качества. Кительские крестьяне по-прежнему собирали гранаты во время вспашки полей и время от времени продавали их скупщикам, а те в свою очередь, перепродавали их в Москву и другие места для дальнейшей обработки. Для кительцев это был небольшой и непостоянный приработок. Но находились и такие люди, в том числе и в Сердоболе, которые пытались разбогатеть на добыче кительских самоцветов. Каждое лето они отправлялись в окрестности Кителя на поиски сокровищ, и некоторым из них удавалось найти «гнездо» с качественными гранатами. Правда, разбогатеть эти старатели так и не смогли.
История сохранила сведения о том, что летом 1826 года поисками гранатов в районе Кителя занимался сердобольский крестьянин Степан Коргуев. Однажды он увидел в Сердоболе на руке у одного купца чудесный перстень с крупным иссиня-красным камнем. Купец рассказал Степану, что перстень достался ему от его отца, и что тот сам его изготовил из кительского граната. Немало сил затратил Коргуев, разыскивая в кительских скалах «гнездо» качественных самоцветов. В конце лета его ждала заслуженная награда: несколько десятков крупных темно-красных с фиолетовым оттенков кристаллов. Желая продать камни, Коргуев сообщил о своей находке сердобольскому градоначальнику Дальбергу, и подарил ему несколько из них. Для проверки качества гранатов, по просьбе Дальберга, в Сердоболь из Санкт-Петербурга приехал известный знаток самоцветов Я.В. Коковин. Выбрав десять лучших кристаллов из коллекции Коргуева, Коковин отвез их в Петербург известному коллекционеру и обладателю Минералогического кабинета графу Л. Перовскому. Три граната осели в коллекции, а семь самоцветов граф преподнес самому императору. По-видимому, и Перовский, и Дальберг, и Коргуев получили соответствующее вознаграждение за предоставленные ими камни.
Кительские венисы в свое время сыграли немалую роль в становлении минералогической науки. В 1810 году Кителя посетил обер-бергмейстер Фурман и нашел здесь очень хорошие кристаллы. Два из них он отослал в Париж, своему знакомому, ученому-минералогу аббату Рэне Гаю. В ответ Фурман получил письмо. В нем Гаю выражал искреннюю благодарность за предоставленные камни, которые доказывали разработанную им теорию кристаллизации минералов. Гаю писал: «Многие минералоги, между коими могу вам наименовать двух знаменитых, Барона Гумбольда и Леопольда Буха, были восхищены вашими венисами и поздравили меня с приобретением такого сокровища» (2).
К концу XIX века интерес к кительским гранатам сохранялся, но их по-прежнему специально не добывали, довольствуясь тем, что собирали крестьяне на полях. Путешественники и исследователи при любой возможности старались заехать в Кителя. Например, в 1860-е годы здесь побывал озеровед А.П.Андреев. Вот что он писал в 1875 году: «Есть в горе место, где масса застыла каким-то слоистым коловоротом и в этом коловороте видны какие-то гранатного вида – величиною с волошский орех и менее – шарики, как бы раздавленные. Эти шарики легко выделяются из горы и называются здесь «киделя». Гранаты эти иногда можно достать из сланца довольно крупные, но внутренность их всегда как бы раздавленная и снова склеена каким-то цементом. В этой склеенной массе можно отделить кусочки, но небольшие, чистого и прекрасной воды альмандина, нежного цвета.