Поселок Ласанен, Лахденпохский район, Республика Карелия.
С использованием материалов: И. Петрова, М. Петровой.
Источник: www.kirjazh.spb.ru
История посёлка Ласанен (Риеккала) насчитывает много сотен лет. В средние века на подходе к поселению существовала система укреплённых городищ. Часть из них охраняла пролив, соединяющий соседние заливы Ладожского озера – Лайккаланлахти (Куркиёкский) и Найсмери. Интересно городище на острове Корписаари.
Вершина горы образует треугольную площадку. Со стороны склона прослеживается каменный вал, который имеет вход шириной примерно 2,5 метра. В 1995 году известный археолог Александр Сакса посетил городище и подтвердил хорошую сохранность валов, высота которых составляет около 2 метров. Им же была найдена сковорода, которую можно датировать X–XI веками.
На скале Риуттавуори находятся остатки ещё одной древней крепости. Со стороны залива гора возвышается отвесной стеной, достигающей 22 метра. Об этом обрыве сохранилось такое предание: «Как-то раз девушка пасла там стадо. Случайно одна корова оступилась и повисла над обрывом. Девушка попыталась её спасти, ухватила за хвост, но не сумела удержать и сорвалась вниз вместе с несчастной скотиной».
На территории посёлка есть место с названием Кяряямяки (в переводе: «Судилищная гора»). Оно пока не исследовано археологами. По преданию, на этом холме собирался совет деревни и вершил суд. В день Ивана Купалы здесь жгли костры и водили хороводы. Местные жители находили древние вещи буквально под ногами. Так, однажды на лесной тропинке было найдено копьё XI века. А как-то раз на горке неподалёку от берега собирали сушняк для растопки. Выдернули сухой кустик можжевельника, а вместе с ним и бронзовый браслет X века.
Впервые название Рекала (11 дворов) появляется в 1500 году в Новгородской писцовой книге. Название с корнем «рек» есть и у двух островов Ладожского озера. Один – Рексари – находится непосредственно в заливе Найсмери, в нескольких километрах от упомянутой деревни. Другой, более известный, – Риеккалансаари – примыкает к городу Сортавала. По мнению исследователей, название острова переводится как «Греческий». На нём стояла самая древняя церковь в округе Сортавалы, построенная православными миссионерами. После основания Валаамского монастыря в некоторых прибрежных деревнях Ладоги появляются скиты. Очевидно, что одним из таких мест и была деревня, получившая название Риеккала, переименованная в 1970-е годы в поселок Ласанен.
О далёких событиях XVI–XVII веков сохранились немногословные народные предания: «На землях Риеккала, недалеко от государственной дороги, ведущей из Хийтола в Куркиёки, есть место Сакараро, на котором произошло крупное сражение между шведами и русскими. На поле битвы долго ничего не росло. До сих пор там лишь местами пробивается трава. Солдаты, погибшие зде6сь, были похоронены на склоне горы Хухмармяки.
В Риеккала с русской стороны приходил странник. О расспрашивал о приметных камнях Алласкиви (сейчас он называется Куккиви), Сатулакиви, а также о камне на полянке в Рахола. Но, говорят, клада не нашёл».
А вот как описываются эти места в книге бывших финских жителей Куркиёкской волости: «Повсюду вода, голые скалы и поросшие лесом горы. Среди гор летом зеленеют поля, а осенью колосятся золотые нивы». В окрестностях Риеккала можно встретить интересные и редкие растения: тёмный и узколистный костенец, лесной майоран и репешок. Весной склоны холмов около посёлка покрываются ковром из фиалки трёхцветной. Трудно отыскать поблизости другое такое место, где бы росло 40 разновидностей этого цветка.
В начале ХХ века больше всего домов было в северной части залива, который, кстати, изобиловал рыбой. Ловили её неводами две артели. Каждое утро 12 мужчин с четырьмя лошадьми тянули невод.
В деревне были свои столяр, каменщик, портной, купец. Полковник Олли Генец открыл в Риеккала народную школу. Его дочь Бригит учительствовала в ней. Она жила в Рахола (теперь это часть посёлка Куркиёки) и приезжала на занятия верхом. Ученики старших классов спорили между собой – кому выпадет счастливый жребий отвести на водопой её коня. Усадьба семьи Генец располагалась у подножья горы, с её вершины открывается прекрасный вид на живописный залив Найсмери. Вот его довоенное описание: «Утро. Сквозь туман пробиваются лучи света. По заливу передвигаются женщины в лодках, с обоих его берегов коровы собираются к воде. Звон колокольчиков сливается с пением птиц».
В трёх километрах от посёлка Куркиёки, в заливе Лайккаланлахти, расположен островок Каннансаари. От материка его отделяет небольшой пролив, поэтому и название он получил такое, которое в переводе с финского означает «остров-полуостров». Когда уровень воды в Ладожском оере понижается, то можно видеть остатки каменного моста, ведущего с материка на островок.
Сохранилось интересное предание, которое проливает свет на загадку ладожских землетрясений: «В стародавние времена некий князь перед дальним путешествием пошёл к арбую (жрецу), чтобы тот предсказал, удачным ли будет поход. Арбуй ответил: «Когда будешь возвращаться и уже увидишь родные берега, твоё судно утонет». Задумался князь, но всё равно отправился в путешествие. И вот возвращается он из далеких стран, и видны уже и остров Каннансаари, и родные берега Куркиёкского залива. И тогда князь сказал: «Видно, ошибся на сей раз арбуй! Не пройдёт и часа, как я буду дома!» В это время корабль проходил по самому узкому месту пролива – под отвесной скалой Риуттавуори. Неожиданно раздался страшный треск, грохот. От скалы откололись огромные глыбы и потопили корабль…» Было это на самом деле или нет, трудно сказать, но то, что из воды и по сей день выступает груда гигантских глыб, – несомненно.
До XVI века на острове Каннансаари находился небольшой монастырь. До нашего времени о нём дошли лишь скудные сведения. Первое упоминание мы находим в воспоминаниях соратника шведского полководца Германа Флеминга, который в 1573 году огнём и мечом прошёлся по землям Корельского уезда. В январе того года, накануне Рождества, он сжёг административный центр Кирьяжского погоста, где в наше время находится посёлок Куркиёки. Соратник Г. Флеминга пишет, что шведы сожгли две красивые церкви и монастырь на острове Каннансаари. В шведской налоговой книге 1590 года снова упоминается этот монастырь. Здесь монастырские земли на острове Каннансаари названы опустевшими. Больше упоминаний об этой островной обители в официальных документах не встречалось.
Но народная память долго хранила предания о монастыре. В 1873 году Теодор Швиндт, в будущем известный археолог, собирал народные легенды и предания в районе деревни Куркиёки. Вот что ему рассказали жители Риеккала: «Во время большой войны со шведами монахи монастыря на острове Каннансаари вывезли свои ценности на шести лошадях и утопили их у камня Сатулакиви на другом берегу пролива. Колокола с монастырской колокольни были опущены в Ладогу у горы Ляявямяки». Легенда о монастыре на острове Каннансаари заинтересовала Т. Швиндта и его друга Я. Аппельгрена. Раскопки подтвердили то, о чём рассказывали народные легенды. В 2000 году здесь был установлен и освящён поклонный крест в память об уничтоженном монастыре.