Тронулись в путь в 8 утра. Общая длина маршрута в этот день составила около 400 км.
Нужно иметь ввиду, что на этом участке дороги около 37 км плохой дороги. Этот кусок как раз располагается посередине от границы областей Ленинградской и Вологодской. Плохая грунтовая дорога с участками ремонта, где в плохую погоду можно просто застрять.
Первая часть маршрута Важины — Подпорожье -Гоморовичи — Родионово. В Подпорожье опять пересекли р.Свирь по дамбе гидроэлектростанции и продолжили маршрут по дороге Р-37. На этом участке пути — хороший асфальт.
Гоморовичи
Первая остановка в пути — деревня Гоморовичи. Здесь на лугу мы увидели маленькую деревянную часовню Николая Чудотворца, построенную в XVIII веке. Церковь действующая, открыта. Внутри очень чисто и уютно.
Родионово
Следующая остановка — деревня Родионово, расположенная на берегу чистейшего Юксовского озера. Это поселение, ранее входило в состав древнего поселения Юксовичи, упоминавшегося в древних летописях с 1137 года.
Здесь нас просто потрясло знакомство с одной из уникальных древних культовых построек Ленинградской области — церковью св. великомученика Георгия Победоносца, построенной в 1493 году. Церковь является самой старой из деревянных церквей России, стоящей на своем месте. Какое счастье, что удалось сохранить такую красоту.
Распрощавшись с этим дивным местом, двинулись дальше. Следующая часть маршрута, вдоль южной оконечности Онежского озера, была самой трудной для прохождения. Нам повезло, что было сухо. В ненастную погоду отдельные участки дороги очень сложны для прохождения. Сейчас дорога ремонтируется.
В районе поселения Ошта (Вологодская область) установлен памятник солдатам, не пропустившим фашистов к Вытегре, рвавшимся захватить Мариинскую систему и отрезать северо-запад от центра страны. Это единственное место в Вологодской области, где проходили бои в Великую Отечественную войну.
Продолжаем движение по трассе Р37. Впереди большое село Мегра.
Мегра
Расположено село на берегах р. Мегра. Образовано 6 июня 2001 года в результате объединения деревень Железная Горка, Мегорский Погост и Ушакова. От деревни Ушаково Мегра «унаследовала» статус центра сельсовета и код ОКАТО, от Мегорского Погоста – название.
Мегорский Погост впервые упоминается в источниках в 1496 году. В XV – XVI вв. селение называлось Погост Рождественский Мегрежский, «Погост Рождественский Мегрежский, на погосте церковь рождество Христово… да на погосте же 9 старцев да 6 стариц…». С постройкой старой церкви связана интересная легенда. Когда население села возросло и собрали деньги на строительство, не могли решить, где ее построить. Кто-то предложил срубить дерево и пустить по течению реки, где оно остановилось, там церковь и построили .
Каменная церковь Рождества Христова в селе Мегра была построена в 1791 году «тщанием» купцов Адриана Попова, Федора Мухина и Егора Клюнина. К церкви были приписаны 16 часовен. Располагалась церковь недалеко от места, где раньше стояла старая, на самом берегу реки. Расположение старой церкви было неудобным. Место было низкое и во время половодья жители, случалось, не имели возможности хоронить умерших. Поэтому новую церковь построили на более высоком месте. Каменная церковь Рождества Христова до наших дней не сохранилась. Она была разрушена приблизительно в 40-е годы ХХ века. Церковь была разобрана на кирпичи, а кирпичи разнесены по домам жителями села и частично использованы на ремонт дороги через Кондушское болото. Это болото примечательно тем, что в селе Кондуши, которое находится на противоположном от Мегры берегу, его называют Понизовским. На это же болото были вывезены кирпичи разрушенной каменной церкви в с. Кондуши.
После Мегры начинается хорошая асфальтовая дорога, которая проходит по пересеченной местности.
Село Палтога
Обрадовавшись хорошей дороге, мы прибавили скорость и чуть было не проскочили два очень интересных объекта, которые находятся на дороге после села Палтога: церковь Богоявления Господня (1733 г) и церковь Иконы Божьей Матери Знамение (1810 г).
Храмы находятся на пригорке на крутом повороте дороги. Можно легко проскочить и не заметить.
Деревянную Богоявленскую церковь начали реставрировать в 1990-х годах, работы были закончены в 2019 г. Каменная церковь Иконы Божьей Матери Знамение полуразрушена.
Полюбовавшись храмами, продолжили свой путь в сторону Вытегры. Асфальт опять закончился и начался грейдер, который закончился перед Вытегрой.
Вытегра
Вытегра — город с очень интересной историей. До наших дней сохранились старинные здания — каменные и деревянные, функционирует несколько музеев. Здесь останавливаются многие круизные лайнеры, сухогрузы, другие суда, которые курсируют по Волго-Балту. Город расположен в 15 километрах от южного побережья Онежского озера. Издревле в этих краях проходил торговый путь из Великого Новгорода в Шексну и дальше на Волгу. Другой водно-волоковый путь связывал Вытегру с городами Русского Севера и Центральной России.
Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте на торговом пут Великий Новгород — Шексна относится к 1496 году. Вытегорский погост был крупным торговым центром Новгородской земли, здесь существовали торговый двор и волок между реками. Торговали здесь не только русские купцы, но и «немцы». С 1710 года, после постройки Вянгинской пристани, известна как деревня Вянги, на месте впадения в реку Вытегру.
Новый этап в развитии Вытегры начинается в начале XVIII века, когда Петр I задумался о строительстве системы каналов, с помощью которых можно было бы снабжать Петербург товарами из Центральной России, Волжского бассейна. В 1711 году Петр лично приехал сюда, выбирая трассу будущего канала. В 1715 году строится в судоверфь, которая функционировала до 1847 года.
Строительство Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро и тем самым принадлежавшей бассейну реки Волга, началось только в 1799 году . Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года. Свое название система получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла.
Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала, ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы предполагалось начать еще в 1930-х годах, однако строительство началось лишь в 1940 году, было прервано в годы Великой Отечественной войны и возобновилось только в 1950 году. В мае 1961 года были завершены работы на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте — 13,5 метров. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь был полностью сдан в эксплуатацию.
К нашему сожалению, долго оставаться в Вытегре мы не могли. Нам удалось увидеть только Церковь Сретения Господня на Красной горке, XVIII-XIX века .
Наша поездка по Вологодской области носила ознакомительный характер. Поэтому мы распрощались с Вытегрой и двинулись по направлению к переправе через Беломорканал. После Вытергы продолжаем движение по трасса А-119 до поворота на Липин Бор. Далее вдоль восточной оконечности Белого озера идет грунтовая дорога.
Так выглядит переправа. Паром ходит каждые полчаса, проезд бесплатный.
Пока загружались на паром, тучки разбежались. Наконец, мы в Белозерске. Размещаемся на ночлег. В Белозерске мы остановились в отеле Mini Hotel Sea Site, расположенного на берегу канала, проходящего вдоль южной границы озера Белое. В отеле есть разные варианты размещения в зависимости от бюджета. Мы с собакой размещались в отдельном домике.
Отель расположен рядом с церковью Параскевы Пятницы, построенной в 1795 г. Храм был построен в память белозёров, павших в Смутное время при защите родной земли. Основной храм с престолом освящён в честь мученицы Параскевы «рекомой Пятницы», а придел во имя Алексея человека Божия. Церковь была построена в стиле барокко. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным приделом Алексия, человека Божия и трёхъярусной колокольней. С XIX в. приписана к Предтеченской (Троицкой) церкви. Закрыта в 1930-х, верх колокольни, трапезная и алтарь сломаны. В кон. 1980-х начаты реставрационные работы, остановившиеся в 1991. Пустует.
День 1. Приозерск — Старая Ладога — Тихвин
День 2. Маршрут по Вепсскому лесу
День 4. Белозерск — Горицы — Кириллов — Ферапонтово — Вологда