Кобона

Кобона — дорога жизни

Кобона, Кировский район, Ленинградская область.

Маленькая деревня Кобона, расположенная на восточном берегу Ладожского озера, вошла в большую историю Великой Отечественной войны. Здесь проходила знаменитая Дорога Жизни, связавшая блокадный Ленинград с Большой землей. По ладожскому льду сотни автомашин вывозили истощенных от голода ленинградцев, доставляли продукты и боеприпасы в осажденный город.

По хрупкому льду шли десятки и сотни автомашин, которые из Ленинграда вывозили людей, умирающих от голода, а в Ленинград продукты и боеприпасы.

Памятник полуторке

Когда плывешь на теплоходе по спокойной серебристой глади Ладожского озера, невозможно представить, что на дне стоят целые вереницы грузовиков и военной техники. Здесь же покоятся останки множества людей, которым не удалось по льду добраться до спасительного берега. Это – наследие легендарной «Дороги жизни», которая связывала во время войны блокадный Ленинград и Большую землю. Одна из ледовых трасс брала начало в селе Кобона в Ленинградской области.

Кобона — Дорога жизни

По «Дороге жизни» в осажденный город везли продукты и боеприпасы, а обратно эвакуировали жителей – больных, предельно истощенных, находящихся на грани жизни и смерти. На берегу можно было увидеть фантастическую картину, когда паровоз по рельсам, уходящим под воду, сталкивал в озеро цистерны с топливом; их сцепляли в караван, и катером тащили на противоположный берег. Некоторые караваны не доходили до цели, и гигантские емкости до сих пор покоятся на дне Ладоги.

Кобона

Сейчас на месте, откуда стартовали зимние караваны, красуется легендарная «полуторка» — грузовичок ГАЗ-АА, один из тех, что были выпущены в конце 30-х годов и честно прошли до Берлина. Создается впечатление, что машина только сошла с конвейера. Кабина сияет свежей краской, упругие рессоры готовы принять любую нагрузку, покрышки начищены будто для парада на Красной площади. Черные изящные крылья придают грузовику плавный стремительный силуэт.

Памятник полуторке

Трудно поверить, что «полуторку» подняли со дна Ладоги в марте 2014 года. Это сделали дайверы подводно-поисковой экспедиции «Дорога жизни», которые занимаются восстановлением истории ледовой переправы, действовавшей с 1941 по 1943 годы. Машина пролежала под водой 70 лет! Когда ее подняли на свет Божий, с удивлением обнаружили, что гайки легко откручиваются руками (хорошая была графитовая смазка!), вращается руль и колеса, переключаются скорости, в двигателе сохранилось масло. На реставрацию ушел месяц (невероятно короткий срок для подобных работ!), после чего машина заняла место на пьедестале, став материальным напоминанием о страшных временах.

Экспозиция музея, Кобона
Экспозиция музея, Кобона

Первая продовольственная колонна отправилась из Кобоны 22 ноября 1941 года. Подобные переправы действовали также в деревнях Коккорево и Осиновец. За все время было эвакуировано из города 1 млн. 376 тыс. человек. На переправе действовали законы военного времени – путь по льду должен был занимать строго регламентированное время. Если машина опаздывала, водитель мог поплатиться за это свободой или жизнью. По этой причине не было возможности останавливаться, чтобы помочь тем, кто провалился в полынью. Остановка грозила смертью остальным, поскольку переправу постоянно бомбила немецкая авиация.

Карта дороги жизни, Кобона
Карта дороги жизни, Кобона

Внимание привлекает заднее стекло из кабины «полуторки». На его поверхности процарапаны полосы, какие оставляют после себя автомобильные «щетки». Но почему на заднем стекле? Разгадка проста. Водитель вешал сзади котелок, который болтался и скреб о стекло, не позволяя заснуть во время движения. Вход в музей бесплатный.

Кобона

История

Сама Кобона – древнее поселение. В писцовой книге Водской пятины она упоминается еще в 1500 году. В 1726 году через деревню прошел Староладожский канал. Позже здесь прокопали выход в Ладогу, устроили шлюз и гавань. С тех пор устье реки Кобонки называется Кобонским каналом. Судоходство открылось в 1730 году, и деревня стала промежуточным пунктом на Вышневолоцком водном пути.

В 1732 году у Кобоны появился хозяин – им стал создатель Ладожского канала, генерал-фельдмаршал граф Миних. Именно в его период «правления» на берегу реки возвели деревянный путевой дворец для императрицы Анны Иоанновны. В Кобонском дворце она отдыхала в мае 1732 года, когда приезжала на открытие канала.

В августе 1765 года Кобону посетила еще одна царственная особа. Правда, императрица Екатерина II останавливалась уже не во дворце, а в каменном караульном доме. Теперь любой желающий может почувствовать себя на месте императрицы, поскольку каменное здание сохранилось до наших дней и в нем устроили базу отдыха «Кобона». Тогда императрица держала путь в Новую Ладогу.

При современных дорогах и скоростях сейчас кажутся смешными подобные вояжи, во время которых приходилось останавливаться на ночлег. А летом 1785 года Екатерина путешествовала по Ладожскому каналу, направляясь из Вышнего Волочка в Петербург, и в Кобоне государыня со свитой сделали остановку на обед.

В 1788 году у Кобоны сменился хозяин. Им стал А.И.Мусин-Пушкин — государственный деятель, историк, собиратель российских древностей, издавший «Слово о полку Игореве». Тогда в Кобоне проживало 399 крестьян. Позже деревню унаследовал его сын Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, в петербургском доме которого на Караванной улице бывал Александр Сергеевич Пушкин.

В 1834 году в селе было 82 крестьянских двора – немало по тем временам. После революции местные жители организовали рыболовецкую артель, а в 1930 году — рыболовецкий колхоз «Тринадцатая годовщина Октября». В настоящее время в Кобоне проживает менее тысячи человек.

Староладожский канал, Кобона
Староладожский канал, Кобона

На живописном месте, между Староладожским каналом и каналом, в который впадает речка Кобона, стоит церковь Святителя и Чудотворца Николая. Деревянный храм сгорел в 1815 году, а новую каменную однопрестольную церковь построили в период с 1817 по 1823 годы. Эту работу выполнил архитектор Михаил Арефьевич Щурупов, по проектам которого были возведены церкви в Помялове, Немятово, Новой Ладоге.

Кобона, Никольская церковь
Кобона, Никольская церковь

Церковь в Кобоне особенная. Если приглядеться, можно заметить необычный блеск креста на шпиле колокольни. Дело в том, что храм выполнял роль маяка – в крест были вмонтированы хрустальные пластины, которые отражали солнечный и лунный свет. Рыбаки издалека видели этот ориентир. Подобный храм-маяк есть на Соловецких островах. Это Свято-Вознесенский скит на Секирной горе. На его куполе укреплен фонарь, который иноки зажигали каждую ночь.

Крест на Никольской церкви, Кобона
Крест на Никольской церкви, Кобона

Церковь Николая Чудотворца закрыли в 1938 году. Этот год оказался роковым для многих храмов в стране. В то время настоятелем был протоирей Чулков Яков Дмитриевич. Его арестовали 28 октября 1937 года как «руководителя контрреволюционной организации» и приговорили к высшей мере наказания. Место захоронения осталось неизвестным, но во дворе церкви стоит памятный крест. В лихие 30-е было утрачено все внутреннее убранство, настенная живопись и иконостас. Большая часть икон сгорела, колокола были затоплены, а особо ценные храмовые реликвии исчезли бесследно.

Протоирей Чулков Яков Дмитриевич
Протоирей Чулков Яков Дмитриевич

Во время Великой Отечественной войны храм использовался как эвакуационный пункт – здесь размещали жителей Ленинграда, доставляемых по «Дороге жизни». Жителям Кобоны строго-настрого запрещалась давать им еду, поскольку для предельно истощенных людей она была смертельно опасной. Вспоминают случаи, когда блокадникам все-таки давали хлеба, и, съев горбушку, они умирали прямо на крыльце церкви.

В 2008 году церковь была восстановлена. Деньги на ремонт собирали всем миром, люди приносили домашние иконы. Расписывали стены мастера Академии художеств. Вскоре на колокольню вернули и крест. В него также вмонтировали стеклянные пластинки, и храм снова выполняет роль маяка.

В Кобоне есть места, где можно отдохнуть. База отдыха «Кобона» расположилась в старинном отреставрированном здании «Караулки», построенном генералом-фельдмаршалом Фон Минихом в 1762 году на берегу канала имени «Петра Великого» (Старо-ладожский канал). На базе отдыха имеются 6 двухместных номеров и семейный номер на 5 мест.

База отдыха "Кобона"
База отдыха «Кобона»

На берегу Ладожского канала находится база отдыха «Веселый Роджер».

База отдыха "Веселый Роджер"
База отдыха «Веселый Роджер»

Как добраться: по Мурманскому шоссе до деревни Дусьево (86 км), далее поворот налево по указателю на Сухое. Ориентир для поворота — справа от шоссе будет памятник блокадной полуторке. Не сворачивая, по главной асфальтированной дороге доехать до деревни Кобона — 20 км.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *