Маяк Большой Тютерс, Кингисеппский район, Ленинградская область

Маяк Большой Тютерс

Маяк Большой Тютерс находится на острове с одноименным названием в центральной части Финского залива в 75 км от побережья Финляндии и к юго-востоку от Гогланда. Остров Большой Тютерс округлой формы в плане имеет размеры: с севера на юг – около 3,5 км, с запада на восток около 3,0 км. Его площадь 8,3 кв. км. Остров входит в Кингисеппский район Ленинградской области.   Ближайшие населённые пункты на материке находятся от маяка на расстоянии: Кронштадт – 88 миль, Нарва (Эстония) – 34 мили, Кунда (Эстония) – 32 мили.

Постоянное население на Большом Тютерсе отсутствует, за исключением персонала маяка. Известен как «остров смерти» из-за того, что его минные поля длительное время после Второй мировой войны не подвергались разминированию.

Для посещения маяка необходим пропуск от погранслужбы.

  • Адрес: Ленинградская область, Кингисеппский район, акватория Финского залива, о. Большой Тютерс
  • Координаты: 59.850360, 27.198579
  • Информация: http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-baltiiskogo-morya-rus/

Остров Большой Тютерс стал принадлежать Российской Империи с 1721 года в результате Северной войны на основании Ништадтского мирного договора со Швецией. К 1772 году на острове были построены церковь и школа.  Северо-западная часть острова Большой Тютерс высокая, сложена из гранита, берега здесь скалистые, крутые, поросли густым лесом. Юго-восточная часть острова низкая,  сложена из осадочных пород, берега её песчано-каменистые. У южной оконечности острова находится небольшая гавань, ограждённая двумя молами из каменной наброски и доступная для малых судов с осадкой до 2,5 метра. Головы молов разрушаются, перекрывая и без того узкий вход в гавань. Для обеспечения входа в гавань на её берегу были установлены два светящих створных знака. В гавани есть разрушающийся причал для малых судов и катеров. Вблизи гавани, на расстоянии около 3,0 км от маяка, ранее существовала финская деревня, жители которой были выселены в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов, и позднее она не восстанавливалась. В деревне в южной части острова к 1939 году жило 436 человек. Сейчас на острове живут только работники маяка.

Необходимость в маяке на острове Большой Тютерс для обеспечения мореплавания рассматривалась уже в 1891 году при составлении в Морском министерстве очередного «Плана работ по маячной части на Балтийском море на новое 6 – летие с 1892 по 1897 год». Но из-за ограниченности финансовых средств маяк в План включён не был.

Строительство маяка Большой Тютерс было начато 17 (04) июня 1902 года. Для доставки строительных грузов была использована небольшая гавань с северо-западной стороны острова. Работы начали с установки ряжевого причала и устройства временной «проволочной» дороги – подвесной канатной дороги для доставки грузов от гавани к месту строительства маяка на высоту более 50 метров.  Дорога длиной около 1 км была построена менее чем за 4 месяца – к 7 октября (24 сентября) того же года. Она стоила  16 957 рублей.

Основные строительные работы были выполнены в 1903 году. Были построены: кирпичная башня маяка, караульный  (жилой) кирпичный дом общей площадью 221 кв. м, баня, 4 сложенные из бута здания кладовых различного назначения и ледник, а также ряжевый причал для маячной шлюпки. Общая стоимость строительства объектов маяка без стоимости «проволочной» дороги и светооптического аппарата с фонарём  составила 33 370 рублей.

В 1904 году были завершены все строительные работы и установлены полученные из-за границы фонарь и светооптический аппарат.

21 (08) ноября 1904 года маяк Большой Тютерс был освещён и открыл действие.

 6-гранная прямоугольная (призматическая) башня маяка с фонарём  имеет высоту от основания до верха дефлектора 25,00 м. Башня установлена непосредственно на ровную поверхность монолитной гранитной скалы. При этом высота кирпичного ствола башни до галереи 16,80 м и высота фонаря 8,20 м. Толщина стен ствола 1,20 м. С наружной стороны граней ствола башни были сделаны контрфорсы также из кирпича. Они делали стены башни несколько толще и прочнее. Из-за отсутствия чертежей их размеры можно только оценить. Ширина контрфорсов была в половину ширины грани – около 1,4 м. Они имели высоту в половину высоты ствола – около 8 м. При этом в нижней половине высоты они были вдвое толще, чем в верхней части – их можно оценить в 80 см и 40 см. Диаметр описанного вокруг 6-гранного основания башни круга был около 9,00 м.

Внутри ствола помещение также 6-гранное. В нём установлена винтовая железная лестница. Диаметр вписанного во внутреннее помещение башни круга 2,60 м. В верхней части ствола располагается подфонарное помещение, из которого наклонная железная лестница ведёт в фонарь.

Фонарь 16-гранный с трёхярусным штормовым остеклением высотой 2,70 м. Плоские зеркальные стёкла имеют толщину 8 мм. На уровне верха цоколя по периметру фонаря  снаружи сделана по узкая галерея для обслуживания штормового остекления.

В фонаре был установлен светооптический аппарат 1 разряда с линзами конструкции А.Френеля с фокусным расстоянием 920 мм. Источником света была керосино – калильная горелка английской фирмы «Чанс». Сила света аппарата была         20 000 свечей. Дальность видимости огня маяка была 25 миль. Огонь маяка был белый, круговой, но его характеристики в четырёх секторах освещения были разными по количеству проблесков. Для создания в секторах различных проблесковой и группо – проблесковой характеристик огня маяка в маячном аппарате было установлено специальное устройство – «оттерс». 

В 1905 году маяк светил круглый год в течении 4 291 часа. За это время было израсходовано 214 пудов 22 фунта керосина – 3 514 кг или  4 393 литра.

 

6-гранная прямоугольная (призматическая) башня маяка с фонарём  имеет высоту от основания до верха дефлектора 25,00 м. Башня установлена непосредственно на ровную поверхность монолитной гранитной скалы. При этом высота кирпичного ствола башни до галереи 16,80 м и высота фонаря 8,20 м. Толщина стен ствола 1,20 м. С наружной стороны граней ствола башни были сделаны контрфорсы также из кирпича. Они делали стены башни несколько толще и прочнее. Из-за отсутствия чертежей их размеры можно только оценить. Ширина контрфорсов была в половину ширины грани – около 1,4 м. Они имели высоту в половину высоты ствола – около 8 м. При этом в нижней половине высоты они были вдвое толще, чем в верхней части – их можно оценить в 80 см и 40 см. Диаметр описанного вокруг 6-гранного основания башни круга был около 9,00 м.

Внутри ствола помещение также 6-гранное. В нём установлена винтовая железная лестница. Диаметр вписанного во внутреннее помещение башни круга 2,60 м. В верхней части ствола располагается подфонарное помещение, из которого наклонная железная лестница ведёт в фонарь.

Фонарь 16-гранный с трёхярусным штормовым остеклением высотой 2,70 м. Плоские зеркальные стёкла имеют толщину 8 мм. На уровне верха цоколя по периметру фонаря  снаружи сделана по узкая галерея для обслуживания штормового остекления.

В фонаре был установлен светооптический аппарат 1 разряда с линзами конструкции А.Френеля с фокусным расстоянием 920 мм. Источником света была керосино – калильная горелка английской фирмы «Чанс». Сила света аппарата была         20 000 свечей. Дальность видимости огня маяка была 25 миль. Огонь маяка был белый, круговой, но его характеристики в четырёх секторах освещения были разными по количеству проблесков. Для создания в секторах различных проблесковой и группо – проблесковой характеристик огня маяка в маячном аппарате было установлено специальное устройство – «оттерс». 

В 1905 году маяк светил круглый год в течении 4 291 часа. За это время было израсходовано 214 пудов 22 фунта керосина – 3 514 кг или  4 393 литра.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *