Троице-Гледенский монастырь, Вологодская область
Троице – Гледенский монастырь расположен в 4 км от Великого Устюга возле деревни Морозовица на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Упоминается с XVI века. Не действующий, относится к территории Великоустюгского музея-заповедника.
Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора.
Иконостас обители создавался на протяжении 8 лет на пожертвования устюжан. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм. Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу). Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. При их создании авторы отошли от привычных канонов, изображённые сцены больше похожи на светскую жизнь.
Монастырь просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Редкостный по красоте иконостас был возрожден в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами и вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.