Староладожский канал, Кировский район, Ленинградская область

Староладожский канал

Староладожский канал был построен в начале XVIII века. Канал представляет собой 117-километровый водный транспортный путь, который проходит вдоль берега Ладожского озера и соединяет реки Волхов и Неву.

Ладожское озеро обладает суровым характером, не зря его называют морем. При Петре I третья часть всех судов, что шли через Ладогу, погибала. Царь-реформатор не мог смириться с этим и затеял невероятное строительство — канал длиной более 100 км.

Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I, в то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных.

Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и 30 марта 1731 года было объявлено об окончательном открытии всего канала. В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого водоизмещения используется Новоладожский канал.

2753px-Ladogacanal.jpg
Проект Староладожского канала

В указе Петра I от 18 ноября 1718 года сказано: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…». Так был утвержден грандиозный проект.

ALMW62XR2.jpg
Староладожский канал, Шлиссельбург
1024px-Ladoga_canal_sluice.jpg

Уже 22 мая 1719 года Петр лично открыл строительство, три раза наполнив тачку землею и отвезя ее в сторону.

Стройка обещала стать сложной и дорогой, так что государь даже ввел по всей России специальный «канальный» налог.

GR_Moravov.jpg

Строительство канала поначалу шло очень тяжело: рабочие гибли десятками, не выдерживая сурового климата и сложных условий работы.

К октябрю 1724-го была готова часть канала, соединяющая Новую Ладогу с деревней Дубно. По этому участку Петр Первый даже успел прокатиться лично.

Работы продолжились при Екатерине Первой. Оставался последний участок, но он оказался самым сложным из-за каменистых грунтов.

На небольшой отрезок, соединяющий реки Кобону и Неву, ушло целых два года.

Староладожский канал
Мост в Шлиссельбурге через Староладожский канал

Детище Петра Первого открывала уже Анна Иоанновна: 19 марта 1730 года она лично разрушила лопатой последнюю земляную перемычку на территории Шлиссельбурга. Первое время транспортировка грузов по каналу велась с помощью конной тяги. Прилегающая дорога была заполнена лошадьми и даже бурлаками, которые при помощи бечевок тянули суда.

Староладожский канал
Староладожский канал

Гидротехническое сооружение быстро преобразило территорию вокруг. Вдоль канала появились новые поселки, бойко шла торговля.

Навигация осуществлялась до 200 дней в году.Но уже к 1826 году канал окончательно пришел в упадок. Какое-то время по нему еще ходили плоты и маленькие пустые суда…

В свое время Староладожский канал сыграл огромную роль в развитии государства, обеспечив Петербургу бесперебойную торговлю со странами Европы и не только.

ALMM1BK5D.jpg
Новоладожский канал

Преемником детища Петра стал Новоладожский канал, построенный всего за четыре года в XIX веке.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *