Деревня Тунгуда, Беломорский район, Республика Карелия
До сих пор хранит Тунгудская земля свидетельства порой драматических исторических событий, столкновения разных культурных традиций, их соседства и взаимообогащения. Первопоселенцы саамы оставили след о своём пребывании в археологии и топонимах тунгудских деревень. Следы беспрерывных набегов, т.е. шведов и финнов в 16 веке находят местные жители в своих огородах, выкапывая старинные скандинавские монеты, кусочки керамики. Близость русских поселений Поморья, Соловецкого монастыря имела несомненное влияние на карельское население Тунгудской волости и в отношении его к христианской религии.
В виду близости центров тяги раскольнического движения, Выгозерского общежительства, находил приют и среди карельских крестьян раскол, который мог свободно укрываться здесь от светского образования и от воздействия правительства.Старообрядчество оказало сильное влияние и на архитектонику карельских деревень. Пожилые, старые люди, будучи староверами или став ими недавно, часто отделялись от семьи и жили отдельно в кельях. Кельи чаще всего строились в деревне, рядом со своим домом.
В Тунгуде было много келий, и по сей день сохранилось порядка пяти. Большое влияние для встречи культур играли отхожие промыслы и временные миграции местного населения. Женщины ходили работать няньками в поморские села, мужчины Тунгудского района уходили на рыбный промысел в Белое море. Многие уходили на Мурман, к берегам Норвежского моря. Ездили торговать на рождественскую ярмарку в Шуньге, на осеннюю – в финляндский город Каяни. Так карелы учили русский и финский языки, узнавали русские народные песни и обогащали ими своё поэтическое наследие.
В «Книге сбора данных и оброчных денег с тяглового населения лопских погостов» за 1587-1578 гг. упоминается «Волость Тонгуя». В «Дозорной книге лопских погостов за 1597 год вновь говорится о «волостке Тунгуде», насчитывающей 17 дворов.
В 1905 году в Тунгуде было 69 домов и 354 жителя. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 августа 1920 года Тунгудская волость была включена в состав Карельской Трудовой Коммуны. 29 августа 1927 года согласно постановлению ВЦИК «О районировании КАССР» вместо уездов и волостей были созданы 26 районов, в том числе и Тунгудский. В 1940 году Тунгудский район завоевал право участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (Москва). Главный комитет выставки наградил район дипломом I степени. В 1941-м район вторично утвержден участником ВСХВ за высокую урожайность зерновых культур (13,5 ц) и картофеля (156,2 ц с га). В 1955 — 1956 гг. был ликвидирован ряд районов КФССР. Тунгудский был включен в Беломорский район.
На заре советской власти Тунгуда стала одним из центров сопротивления, которое назвали позже белофинским. Вместо гражданской войны местные жители брали кошель, наполненный провиантом, и уходили в лес, подальше от противной им войны. Поэтому здесь эта война имеет особое название – Kesselivoina – «Кошельная война».
В центре села на берегу озера стоит часовня, памятник архитектуры конца XIX — начала ХХ вв. Это уникальный пример часовни с каскадной крышей и со стенами, имеющими повалы. Рядом растут две вековые ели – остатки священной рощи.
Тунгудская церковь Спаса Нерукотворного, построенная в XIX веке, была взорвана в годы Великой Отечественной войны, в память о ней действующая часовня носит то же название. Сейчас внутри здания возводится алтарная преграда, и по завершению работ можно будет проводить церковные службы.
Кроме того, здесь находится крупнейшее скопление археологических памятников на Севере Карелии и одно из крупнейших на Севере Европы (найдено более 150 памятников археологии). Это зимние жилища, так как вокруг находок нет, только внутри построек. Летом население с верховьев реки Тунгуды перемещалось на Белое море для морского промысла. Установлено, что выработка железа в горнах в виде каменных ящиков началась в Карелии в 3 веке до н.э. (дата по радиоуглероду из горна на Тунгуде 12) — практически одновременно со Средней полосой России. В очередной раз опровергается тезис об отсталости культур северных охотников и рыболовов по сравнению с южными регионами.Богатая история Тунгуды, хранящая свидетельства соседства разных культур, дает возможность коренным тунгужанам гордиться своей малой родиной. Близость русских поселений Поморья, Соловецкого монастыря имела непосредственное влияние на карельские поселения Тунгудской волости. В этих краях находили приют раскольники. До сегодняшнего дня в Тунгуде сохранилось пять староверческих келий.
Предметом особой гордости тунгудских карелов являются своеобразная культура и особый диалект карельского языка, на котором бытуют уникальные произведения устного народного творчества. В последние годы население района резко сокращается, но те, кто остались — настоящие патриоты своей малой родины. Одним из них был местный учитель Гужиев Геннадий Иванович, погибший в августе 2005 года. Он приложил немало усилий для сбора материала по истории родного края.После смерти учителя его единомышленники создали народный дом имени Гужиева для того, чтобы сохранить память об учителе, а также создать постоянную выставку, посвящённую культуре и традициям тунгудских карелов.
Около народного дома установлены мемориальные плиты в память о жителях деревень Тунгудского района, ставших жертвами политических репрессий 1920-1930 гг.Экспозиция рассчитана на жителей деревни Тунгуды и окрестных поселков, а также для туристов и гостей деревни.
Нет Ответов