«Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии».
С легкой руки писателя и путешественника Андрея Николаевича Муравьёва поэтическое название «Северная Фиваида» закрепилось за северными русскими землями, окружающими Вологду и Белозерск. Древние монастыри и нетронутая природа севера – вот что представляем мы, когда слышим или употребляем в обиходе термин «Северная Фиваида».
На живописном берегу залива Ораванселькя Ладожского озера в окружении великолепной природы в наши дни создается зримый образ Северной Фиваиды.
Идея создания на берегах Ладоги духовно-просветительского комплекса «Северная Фиваида» принадлежит нескольким энтузиастам. Идейный вдохновитель и автор проекта — историк Алексей Лаушкин. В реализации проекта приняли участие реставратор Сергей Волов (участвовал в строительстве усадьбы «Богословка» под Санкт-Петербургом), специалист по деревянному зодчеству Михаил Мильчик (Санкт-Петербург) и другие.
Проект осуществляется по благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила при духовном попечении настоятеля храма Вознесения Господня города Питкяранта протоиерея Олега Вилко. Строительство ведется на частные пожертвования.
По словам Алексея Лаушкина, идея проекта возникла спонтанно. Началось все в 2009 году, когда на горе был возведен храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.
По предложению Сергея Волова храм был выполнен как точная копия церкви Воскрешения праведного Лазаря из Муромского монастыря, который располагается на берегу Онежского озера. Деревянная церковь принадлежит к числу древнейших сохранившихся деревянных построек в России. Храм Муромского монастыря был срублен, по одной версии, в конце XIV века, по другой – во второй половине XVI века по образу более древней одноименной церкви, стоявшей на том же месте. Церковь представляет собой типичный образец небольшого монастырского храма. Именно с подобных деревянных церквей начиналась история едва ли не всех русских обителей времен преподобного Сергия Радонежского и его учеников-последователей.
В целях сохранения Лазаревская церковь в 1959 году была перенесена с берега Онеги, где она простояла несколько столетий, на остров Кижи. Находится на территории островного музея-заповедника она по сей день.
После возведения храма идея проекта получила конкретику. Специалист по деревянному зодчеству Михаил Мильчик предложил возводить не абстрактные архитектурные объекты, а копии древних часовен, которые не дожили до наших дней. Таким образом создатели проекта решили рассказать о русском монашестве, интересном явлении в нашей русской истории.
Предполагается, что всего в «Северной Фиваиде» будет возведено девять церквей и часовен. На данный момент (сентябрь 2019 г.) кроме храма преподобных Сергия и Германа Валаамских на холме в еловом лесу построено три.
Часовня преподобного Александра Свирского построена как копия старинной и уже утраченной часовни из Медвежьегорского района (2011г.) Главное украшение здания – открытая паперть на резных столбах. Такие небольшие часовни нередко ставили у дорог, чтобы путники могли помолиться в пути.
Часовня преподобного Сергия Радонежского (2012-2013г.г.) представляет собой копию Преображенской часовни из деревни Глебово Мошенского района Новгородской области.
Деревенские мастера, возводившие Глебовскую часовню (ее создание датируется серединой XIX в.), сделали ее восьмигранной с широким круговым гульбищем-галереей на столбах и увенчали двойной главкой необычной формы.
В советское время деревенская часовня была закрыта и превращена в склад. В 2013 году остатки сруба без кровли и отдельных резных деталей были перевезены для сохранения и реставрации в Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы».
Часовня преподобного Арсения Коневского является копией часовни святого Василия Великого из заонежской деревни Горы.
Часовня в своем архитектурном исполнении проста и лаконична. Это четырехугольная клеть, покрытая двускатной кровлей и украшенная высоким крыльцом.
Деревянные строения надежно скрыты от любопытных глаз среди еловых великанов. Вокруг – огромные валуны, поросшие мхом, заросли кустарника и папоротника, северные цветы, вспыхивающие яркими пятнами среди сочной зелени.
Здесь тихо. Лишь плеск волн да звуки леса нарушают здешнюю тишину. В каждую из часовен можно зайти, включить свет, постоять в тишине, помолиться… Здесь все устроено на человеческом доверии. В часовнях есть свечи, можно оставить при желании пожертвования.
Рядом – удивительной красоты берег уединенного залива Ладожского озера.
Возле причала расположилась небольшая часовня-купальня, которая отлично вписалась в прибрежный пейзаж.
Не всегда удается сохранить древние деревянные храмы. Время, пожары, а порой и наше равнодушие делают свое черное дело. Духовно-просветительский проект «Северная Фиваида» не спасает древние храмы, но дает возможность сохранить для последующих поколений образы старинных церквей Русского Севера.
Духовно-просветительский проект «Северная Фиваида»
Карелия, Питкярантский район, Харлуское сельское поселение, деревня Рауталахти
Координаты: N 61°45’8″ E 30°51’56″
Заказать экскурсию по «Северной Фиваиде» можно у администрации гостевого комплекса «Времена года» по телефону +7 (921) 464-34-84