Нюхчинский приход, Беломорский район

Нюхчинский приход

Нюхчинский приход, Беломорский район, Республика Карелия.

Приход состоял из д. Нюхченской (расположенной по обоим берегам р. Нюхчи) и д. Оштомозерской (31,5 версты от д. Нюхченской вверх по течению Нюхчи). В 1590 г. царь Федор Иоаннович пожаловал Нюхчу Соловецкому монастырю. В это время здесь стоял большой храм во имя свт. Николая, на его колокольне висел колокол в 100 пудов. Этот колокол в Смутное время, во время литовско-русских набегов на поморские селения, был утащен и оставлен в с. Толвуе.Храм сгорел от удара молнии. Вместо него построена двухэтажная церковь с 4-мя престолами: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы и Богоявления Господня, а в нижнем во имя свт. Николая и сщмч. Климента. Церковь сгорела в ночь с 8 на 9 мая 1770 г. по оплошности сторожа, который был за это наказан розгами на Никольской горе. В том же году начато строительство новой церкви. 13 октября 1883 г. церковь сгорела по той же причине, что и предыдущая. 19 октября 1883 г. началось строительство временной церкви в честь сщмч. Климента. Она была освящена 19 декабря.По храмозданной грамоте от 31.3.1885 Преосвященного Нафанаила в 1886 г. началось строительство церкви на средства ораниенбаумского 2-й гильдии купца Алексея Вишневского, который 3 февраля 1886 г. был награждён за храмостроительство орденом св. Анны 3-й степени. В новой церкви было два престола: главный — в честь Богоявления Господня, второй — в честь Живоначальной Троицы, освящены в 1887 г.Часовни: 1) в честь свт. Николая, построена в 1895 г. на месте явления вышеописанной иконы; 2) в честь прор. Илии на «Святой горе» (3 версты от прих. храмов). На эту гору можно было подняться только по узкой тропинке с западной стороны, где стояла часовня. При набегах поляков и литовцев гора служила убежищем для нюхченских жителей.В приходе особо почиталась икона свт. Николая (9х7 вершков), врезанная в большую доску с изображением чудес святителя. Был сделан золоченый киот высотой 4 аршина, установлен у солеи, посредине храма. Икону называли явленной, Уккозерской. Внизу иконы находилась надпись: «Сей чудотворный образ Николая Чудотворца прославися чудесным явлением, в суземки у озера Уккозера. А оттуда перевезен по Указу Его Императорского Величества, благословением и резолюциею Его Пресвященства Иосифа всию прихотцкую церковь 1820 года февраля 29 дня. Устроен киот попечением священника Федора Федорова на усердно пожертвованную сумму 1822 г. мастером Федором Синицыным» (Цит. по: Краткое…, с. 147-148.). О явлении этой иконы нет сведений. В память перенесения ее с Уккозера в приходскую церковь 29 февраля читался акафист свт. Николаю.Существовало предание о том, что один из польских панов, явившись в Нюхчу для грабежа и разорения, остановился у горы с западной стороны для ночлега со своими спутниками. В ту же ночь ему было видение, будто на его людей напал страх, так что они стали бросаться в озеро, находящееся рядом с горой, а сам пан ослеп. Проснувшись, он рассказал об этом видении своим сподвижникам и, заявив, что с этого времени он оставляет свое преступное ремесло, отправился к местному приходскому священнику и принял от него крещение с именем Антипы и фамилией Панов. Впоследствии, живя в Нюхче, он освоил искусство мореплавания и, как опытный моряк, управлял судном Петра Великого и спас царя и всех его спутников от верной смерти в Унских рогах. Получив от царя в подарок фуражку, по предъявлении которой любому виноторговцу он мог пить вина бесплатно сколько угодно, Антипа Панов неумеренно пользовался этим правом и умер от пьянства.В 10 и 18 верстах от Нюхчи располагались два раскольнических скита. В 1885 г. приход был включен в состав Сумско-Нюхотского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Нюхчинский приход, Беломорский район
Нюхчинский приход

Источники

АЕИ. — 1885, №4, с. 11; 1886, №14, с. 26.Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 — Архангельск, 1896. — С. 146-150.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *