Деревня Линдозеро, Кондопожский район, Республика Карелия.
Деревня Линдозеро находится в 151 км. от Петрозаводска в сторону Мурманска на берегу озера Линдозеро на выходе из озера реки Суна, впадающей в Онежское озеро.
Когда-то это было село на проселочной дороге, ведущей на Валазминский чугунно-плавильный завод, на левом берегу реки Суны, широкой, по местам, и живописной.
Линдозером оно называется от карельского слова «Линду»‒ птица, которой в окрестностях очень много. Находясь на границе Карельского уезда, в XVII веке Линдозеро не раз подвергалось набегам шведов. Уходили сюда раскольники, гонимые отрядами царя Алексея Михайловича. Документы сохранили сведения о старообрядческом пашенном дворе и самосожжении семидесяти человек.
Жителями села были бедные карелы, страдающее от ежегодных неурожаев хлеба, который во время своего цветения весь замерзает. Единственное средство к существованию ‒ это «здымка» руды со дна озера, извозничество, охота на зверей и птиц и рыболовство. Заметен здесь промысел Всевышнего над этими полудикими обитателями Линдозера. В то время, как почва земли очень мало или вовсе не произрастает ничего, местные озера и реки богато изобилуют рыбой и дичью; леса переполнены птицей, оленями, медведями, лисицей, зайцем и белками. Охота на этих животных и помогает крестьянину снискивать насущный хлеб и добыть грош в подать. Потому-то местные жители лето проводили в глуши лесов, а зиму ‒ то в лесу, то в извозе, не находя свободного дня для семейных домашних бесед. Нельзя упустить из виду того обстоятельства, что в Линдозере редко когда замечали волков, которыми переполнены все уезды Олонецкой губернии.
Замечательно также сходство и однообразие в верованиях и убеждениях жителей Петрозаводского, Повенецкого и Олонецкого уездов. Как те, так и другие твердо верят в существование лесных и водяных царей, как они выражаются, в наговоры и нашептыванья, обращаясь при малейшей болезни и невзгодах к известным им лжецам-колдунам.
В 1634 году здесь была построена Никольская церковь, Церковь в селе, во имя Святителя Чудотворца Николая, стоит на значительном расстоянии, в средине двух деревень. Место занимает возвышенное и красивое. Ограду заменяет густой сосновый лес, окружающей со всех сторон церковь, служа в то же время сельским кладбищем. Об основании церкви местное предание говорить так: «Когда вырублен был лес для церкви, то крестьяне начали выбирать место, где-бы ее построить. Не находя удобного, по общему всех мнению, места, они помолились Святителю Николаю и порешили пустить по течению реки бревно, в надежде, что, где будет угодно Чудотворцу, у того места бревно и остановится. Выпущенное ими бревно проплыло четыре версты по течению реки до озера, переплыло в полторы версты озеро и, вступив из озера в быструю, протекающую сквозь него руку, остановилось на том глубоком, но быстром берегу реки, против возвышенности, на которой она и построена».
Эту церковь специалисты считают прообразом Успенской в Кондопоге и того типа шатровых церквей, которые она собой представляет. «Но в отличие от Успенской церкви, — пишет академик А. В. Ополовников, — Никольскую церковь постигла «злая участь»: в конце XIX века она была обшита тесом, иллюзорно воспроизводя образ новой каменной церкви.
Образ, полный фальши и раболепного, лишенного самосознания подражания». Последние слова относятся к церкви Рождества Богородицы (1881 год), которую также можно увидеть лишь на старых снимках. Ни та, ни другая церкви не сохранились. Местные жители рассказывали, что до войны рядом с ними находилась казарма пограничников, которые и «спихнули» церковь.
До Великой отечественной войны Линдозеро оставалось большой карельской деревней, состоящей из трех частей. Центр, или Верхняя деревня, насчитывал более 20 дворов. Здесь находились пограничная застава, клуб, школа. Еще одна часть деревни называлась Уссуной. Была еще и Нижняя деревня, рядом возник первый в республике механизированный лесопункт. Рассказывают, что трелевали лес с делянок не менее 20 тракторов, образуя целый тракторный поезд. Был здесь и свой колхоз «Красная нива».
С началом Великой Отечественной войны все жители деревни были эвакуированы, а деревню сожгли, чтобы не оставлять врагу. Уцелело всего несколько домов.
Часовня Петра и Павла была построена в XXI веке и пришла на смену утраченной старинной Никольской церкви в Линдозере, которая была построена в 1634 в лучших традициях Прионежского деревянного зодчества.
По материалам :
Миролюбов П., уч. Село Линдозеро (Петрозаводского и Повенецкого уезда) Обучение крестьянских детей в 1842 и 1872 годах. (Корреспонд. Олон. Губ. Вед.). // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 5. С. 49 – 50., А.Карелин.