Также впервые упоминается в 1496 году в Оштинском погосте как деревня На Хем-реке. В оригинальном варианте на вепсском языке — Himjogi : hiim — “родственники, родня”, jogi — ”река”. Родная река.
Более мелкая деревня, чем Щелейки. Предельно население достигало уровня 350 человек, хотя также была школа, лавка и мельница. Сейчас же официально живет 91 человек. Даже больше, чем в Щелейках.
Легендарный Гиморецкий погост – это золотой архитектурный фонд Подпорожского района Ленинградской области.
В названии селения кроется вепсское слово «хийм», что означает «родня».
Культура, традиции, зодчество вепсов теснейшим образом связаны с окружавшей их с самого момента рождения северной суровой природой. Будучи православными христианами, вепсы, тем не менее, сохранили множество языческих обрядов: поклонение духам предков, духам природы — “лесным и водным силам”, духам огня, воды, домашнего очага.
Вепсы оказались прекрасными плотниками – а как же иначе, по-другому в лесной чаще, да в таком климате не выживешь. До настоящего времени в Прионежье бытует поговорка: ”Вепс с топором за поясом родился”.
Семьи у вепсов были многочисленными, под одной крышей жили несколько поколений. Когда двор уже не вмещал всех родственников – часть клана ”отпочковывалась”, обживалась в построенном для них совместными усилиями новом доме. Свою-таки историю деревня вела от общего ”праотца”.
В Подпорожском и Лодейнопольском районах Ленинградской области сохранилось довольно много частных жилых домов, построенных коренными вепсами – правда, состояние многих из них оставляет желать лучшего.
Главной достопримечательностью деревни является ансамбль Гиморецкого погоста
Ансамбль Гиморецкого погоста
Ансамбль состоит из церкви и часовни. Точная дата постройки не известна: разброс существенный, в полвека — с 1650 по 1695 гг.
Специалисты считают церковь Рождества Богородицы работой той же вепсской артели, что поставила Согинский погост на Важинке.
И эти две церкви (вернее три – третья находится в Кижах) обладают очень отличительным признаком. У них есть декоративный пояс фронтонов под шатром. В Гиморецком погосте вообще их два ряда! Два ряда ломанных козырьков. Всего три деревянные церкви с данной особенностью сохранилось в России! Интересный факт: в 1858 году, при обшивке сруба тёсом, фронтоны были уничтожены – впоследствии восстанавливались по сохранившимся следам на фасадах. А двухвсходное крыльцо на консолях, воссозданное– по следам, зарубкам и остаткам-намёкам прежнего, разобранного в 1858 году.
Церковь Рождества Богородицы в Гимреке — последний и единственный сохранившийся образец традиционных вепсских храмов Прионежья. Для шатровых культовых построек Русского Севера конструкция церкви довольно типична – но, как и любое деревянное творение северных зодчих, производит сильное впечатление. На детали и подробности обращаешь внимание не сразу – первое, что бросается в глаза еще на подходе к зданию – его величественные габариты.