Поселок Лосево (Кивиниеми) расположен на берегу протоки, соединяющей Вуоксу и Суходольское озеро.
Озеро Суходольское — одно из крупнейших на Карельском перешейке. Его длина около 32 км, ширина достигает 1,5 км. Самая широкая его часть находится в районе Лосево (заливы Путейский и Дятел). Наибольшей глубины — 23 метра — озеро достигает у мыса Лесистого.
В Суходольском издревле водилось много рыбы и люди селились на его берегах с давних пор. Когда-то по его глади ходили торговые суда — один из вариантов пути из варяг в греки. В дореволюционный и финский период от Кивиниеми до Тайпале (от Лосево до Соловьево) можно было добраться по воде за 3 часа. В Советский период по озеру тоже осуществлялось регулярное сообщение — от Лосево на Громово и Портовое.
Лосевский порог — уникальное явление для равнинной территории Ленинградской области. Узкой лентой он прорезает перешеек между озерами. Длина порога 880 м, ширина в верхней части 130 м, под мостом — 50 м.
По порогу проходит весь сток озера Сайма, собирающий воду с площади 67 квадратных километров в Финляндии. Через поперечное сечение водотока проходит в зависимости от водности года от 300 до 700 кубометров воды в секунду. Вгрызаясь в грунт дна, порог наращивает берега. Глубина порога в верхней части — 1,5-2 м, под шоссейным мостом около 4 м, под железнодорожным до 15 м, а у мыса Лесистый глубина достигает 23 м. Максимальная скорость течения в пороге — 10 м/сек — Между Вуоксой и Суходольским, при перепаде уровня воды на 3,5 м. Благодаря большой скорости течения порог не замерзает даже в самые лютые морозы.
Топоним Kiviniemi в дословном переводе означает «Каменный мыс».
В Новгородский период здесь размещался целый ряд деревень, в названиях которых было слово «Каменная», и название Кивиниеми — не исключение, в переводе это значит «Каменный мыс». Это поселение с XIII века относится к православному Саккольскому Михайловскому погосту с центром в Саккола (Громово).
Город Карела был связан с Ладогой и Новгородом «водою и горою» — реками и дорогами. Основных дорог было две: одна из них проходила между Ладожским и Суходольским озерами к Орехово. Другая вела через Кивиниеми к протоке из озера Суходольского в Вуоксу. Протока была мелководной и с незначительным течением, самое узкое место на ней было перед Вуоксой. Здесь был построен первый мост.
Во время шведских нашествий православное карельское население покинуло эти земли. Их сменили лютеране, жители шведской Финляндии.
Кивиниеми до 1939 года входила в состав волости Саккола Выборгской губернии Финляндской республики.
В Кивиниеми построили кладбище и первый на востоке Карельского перешейка лютеранский храм (позже его перенесли в Саккола).
В районе железнодорожного моста находится начало Лосевского порога.
Дата его образования 17 сентября 1857 года, и он частично рукотворный. Однако если бы в мае 1818 года озеро Суходольское не прорвалось в Ладогу, его бы, скорее всего не существовало.
Менее 160 лет назад река в этом месте текла в обратном направлении — в Вуоксу из озера Суходольского. Озеро Суходольское лежало выше Вуоксы на 1,5 метра, и на 10 метров выше Ладожского озера (но стока в него не имело). Избыток вод шёл по широкой мелководной протоке в Вуоксу.
Нынешние пороги до 1820 года представляли собой пролив с относительно спокойным течением и пологими берегами. Уровень вод озера Суванто (Суходольское), куда Вуокса впадает через протоку, был тогда на 7 метров выше, и течение шло в обратном направлении, в сторону большой Вуоксы. Перепад составлял, в зависимости от сезонного уровня воды, до двух метров.
Начало XIX века ознаменовалось произошедшем на Перешейке огромным природным катаклизмом, виновником которого стал человек. Поскольку озеро Суванто не имело стока в Ладожское озеро и их разделяла перемычка в виде широкой песчаной гряды, поросшей лесом, местные жители деревни Тайпале решили в 1818 году прокопать канаву для стока паводковых вод озера Суванто в Ладогу. В результате вода из Суванто устремилась в Ладогу неожиданно мощным потоком, размывая берега канавы и превращая ее в реку. Так образовалась река Тайпалеен-йоки (Бурная), дав новый сток Вуоксе, включающей в себя озеро Суванто, в Ладогу. Уровень Суванто-ярви понизился за короткое время на 7 метров и протока Киви-ниеми пересохла полностью (разница уровней составила 6 метров). Связь Суванто с Вуоксой прервалась.
Среди местных крестьян уже в 1820 годы зародился проект прокопать новое русло, чтобы восстановить эту связь протокой. В случае успеха можно было рассчитывать, что в результате получится судоходное русло, ведущее с Ладоги и по всей Вуоксе до верхних порогов. Это оживило бы грузовые и пассажирские перевозки из Петербурга в центр Карельского перешейка. Однако этот проект был осуществлен позже, только в 1857 году, на деньги финляндского правительства. Работы по углублению русла с применением технологии подрыва были начаты за год до этого. Когда 17 сентября 1857 года вода устремилась в русло новой протоки, строителям стало ясно, что расчеты не оправдались. Согласно плану, воды Вуоксы пробьют и углубят рукотворное русло. Но, на самом деле, порода оказалась слишком твердой, и местные жители получили могучий непроходимый для судов порог длиной в 880 м, с перепадом в 3 метра. Подсчитанная финнами мощность порога составила 2 347 л. с. Так протока Кивиниеми получила современный облик и стала основным звеном между системой Вуоксы и Ладожским озером, соединяющим их через Суванто-ярви. Уровень верхней, допороговой Вуоксы понизился на 4 метра. Вследствие этого, берега Вуоксы сильно изменили свой облик, но крестьяне получили тысячи гектар новых земель, пригодных для возделывания.
Первый навесной мост через новое, образовавшееся после взрывных работ, русло перекинули в 1867 году. Держался он на железных цепях. Спустя двадцать лет в Германии был заказан новый железный навесной мост. В 1882 году его привезли по частям на лошадях со станции Перкъярви [ныне Кирилловское] и собрали над порогом в том самом месте, где находится современный бетонный автомобильный мост.
Через протоку Кивиниеми в 1917 году перебросили железнодорожный мост. Ветка железной дороги связала город Кексгольм (Кякисалми) с Петроградом.
Станцию построили на северном берегу, рядом с озером Суванто в устье порога. Летом 1914 года начались выемки грунта и первые поезда пошли уже через 3 года. Ради строительства станции на неудобном северном берегу пришлось заняться огромными земляными работами по выравниванию части холма и подготовке широкой площадки между холмом и озером для нужд вокзала и узловой развязки. Первый временный мост был изготовлен из бревен и сгорел в 1918 году.
Порог Кивиниеми был государственным заказником, где разрешалось ловить рыбу, только купив официальную путевку-разрешение. Право промышленного лова, как правило, продавалось с аукциона и стоило больших денег. Арендаторы часто нанимали к себе местных рыбаков. Построенная на государственные деньги изба рыболовов находилась в верхнем течение порога. Там же сушились семужьи и сиговые мережи огромных размеров. Деликатесный улов до революции отвозили в петербургские рестораны, а после закрытия границы (1918) — в Хельсинки и Стокгольм.
Золотым периодом Кивиниеми можно назвать конец 30-х годов ХХ века. После прокладки железной дороги, открытой в 1917 году, посёлок стал важным транспортным узлом. Он насчитывал 90 домов плотной застройки на пороговой, северной стороне и 80 домов — на южной. На южной стороне селились большей частью земледельцы, северная же напоминала поселок городского типа. Здесь размещались войлочная фабрика, небольшой лимонадный завод, автомастерские и автошкола, магазины и фирмы Нижней Вуоксы, отделения Национального и сельскохозяйственного банков, кооперативная касса. В поселке работал телефон и было электричество: ток давала паровая электростанция — первая частная электростанция в Финляндии — а позже ГЭС на реке Волчьей в Петяярви. Были медицинские и ветеринарные учреждения, аптеки, почта, пекарня, кафе, парикмахерские, фотоателье, дорожная гостиница. За порядком следила полиция. Две школы размещались на южной и пороговой стороне. При молельном доме были хор, рукодельные кружки, спортивные общества («Спортсмены Кивиниеми», «Гимнасты Кивиниеми»), военные общества («Шюцкор» и «Лотта Свярд»), а также Союз рабочих.
Поселок в начале 20 века располагается на обоих берегах протоки.
До 1940 года сторона к югу от порога носила название Суурикюля (Большая деревня), или просто южная сторона. Северный берег назывался Коскенпуоли (пороговой стороной). Самая северная его часть именовалась Савиоя (Глиняный ручей) — ныне Лососево. Северная сторона была очень густо заселена. Южный берег оставался почти пустым, и дома начинались на некотором расстоянии от порога.
В 20-х годах XX века финны построили Линию Маннергейма — оборонительную линию от Ладожского озера до Финского залива.
За спортплощадкой и четвёртым корпусом базы Лосево сохранились следы войны: сеть траншей, ходов сообщения и, возможно, наблюдательный пост узла обороны линии Маннергейма. Вся площадка над костровой поляной завалена глыбами гранита. Эти глыбы сюда специально доставили из каменоломни, чтобы сделать берег Вуоксы неприступным. На них имеются узкие желоба от бурения в скалах, следы шпуров.
Главная оборонительная полоса линии Энкеля имела длину 140 км и шла от Финского залива к Вуоксе и далее — к Ладоге. Она состояла из 20 узлов обороны, обозначенных начальными буквами поселений, где располагались узлы. От Ладожского озера по северным берегам озера Суходольского и Вуоксы располагались: Тайпале — «Tai» (река Бурная), Келья — «Ke» (поселок Портовое), Саккола — «Sa» (поселок Громово), Кивиниеми — «Ki» (Лосево), Нойсниеми — «No» (мыс за рекой Вуокса — Виртой).
Дот, руины которого можно увидеть около железнодорожного моста, входил в её узел обороны «Кивиниеми» под обозначением «Ki». Дот пулеметный, на две амбразуры. Пулемётчики прикрывали подход войск от залива Дятел озера Суходольского.
Зимняя война между СССР и Финляндией длилась 105 дней с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. С 3 декабря до конца войны фронт проходил по северному берегу озера Суходольского и Вуоксы. Красная армия предпринимала несколько попыток преодолеть широкие водные пространства.
В первые дни советско-финляндской войны мосты Кивиниеми приобрели стратегическое значение. Эвакуация мирного населения с южных берегов Вуоксы и Суванто проходила по ним, а подкрепления, шедшие к линии фронта, также пользовались этими мостами через Вуоксу. Пассивность авиации Красной Армии в начальный период войны уберегла мосты от разрушения, и только 6 декабря, в день Независимости Финляндии, когда последние защитники южного берега перебрались через водную систему, оба моста были взорваны финскими саперами. Северный берег Кивиниеми, входивший в систему обороны «Линии Маннергейма», являлся опасным местом вследствие близости южного берега.
В предвоенные годы он был укреплен постройкой трех железобетонных бункеров и линией траншей. И все же здесь произошла первая попытка прорыва линий финских позиционных укреплений. Ценой больших потерь воинам Красной Армии удалось форсировать бурную стремнину порога и занять небольшой плацдарм на его северном берегу. Однако контратака финнов привела к уничтожению советского плацдарма. Линия фронта стабилизировалась на этом участке до окончания войны. От огромной деревни, насчитывающей 90 домов на пороговой стороне и 80 на южной, почти ничего не осталось. Лишь многочисленные пепелища с одиноко торчащими трубами и остовы каменных зданий достались победителям в качестве трофеев.
С 1 января 1940 г. Кивиниеми входит в состав Карело-Финской ССР.
В период 1940-1941 гг. мосты были восстановлены. Железная дорога функционировала на всем своем протяжении, вплоть до новой границы. Бурная протока Кивиниеми-коски стала на время административной границей между Ленинградской областью и Карело-Финской ССР. Таким образом, северная часть поселка оказалась в составе КФССР, а южная — в составе Раутовского района Ленобласти.
В августе 1941 года финские войска захватили Кивиниеми. Возвратившиеся беженцы успели восстановить или выстроить заново часть деревни. По фермам взорванного при отступлении Красной Армии железнодорожного моста финны проложили новый деревянный мост.
Наступление Советской Армии летом 1944 года решило судьбу древнего поселения в очередной раз. В 1945 г. в состав Ленобласти вошли три ранее принадлежавших КФССР района, в том числе и Кексгольмский.
Протока стала теперь разделять Раутовский и Кексгольмский районы Ленобласти. В процессе переименования южная часть деревни Кивиниеми получила изначально название «Каменная», затем «Варжково», и, наконец, просто «Варшко». Северная часть деревни в ходе послевоенного укрупнения, вероятно, вошла в состав деревни Тикансаари, вместе с которой и получила наименование «Речная». Позднее деревне присвоили наименование «Лосево» (обоснование не обнаружено). Можно предположить, что название было просто продублировано и переведено из приграничной деревни Ярвенкюля Яскинского (ныне Выборгского) района, переименованной в 1948 г. в «Лосево».