Деревня Лахта, Пряжинский район, Республика Карелия.
Деревня Лахта — карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры. Деревня старинная — по разным данным первые сведения о ней тянутся с 15 века.
Расположена в северной части этнического ареала карел-ливвиков, на северном берегу озера Сямозеро.
Слово «лахта» означает «залив». Деревня Лахта получила такое название в далекой древности именно из-за своего расположения на берегу большого сямозерского залива. В 1834 году в деревне Лахта проживало 17 семей. Население насчитывало свыше 180 человек. В 1926 году дворов в деревне было уже 39, хотя количество людей выросло незначительно — до 207 человек. До нынешнего времени в Лахте сохранились старые карельские дома.
Деревня Лахта состоит из трех «районов» — это малые деревни, что были объединены в одну: Трофимнаволок, Корбинаволок и сама Лахта. Также считается, что было небольшое поселение на острове Эйлосвари (в народе «Остров Жилой») — сейчас там только старая часовня св. Пантелеймона (начало XX века). Точнее часовня-пенал, которая была построена для сохранения старинного поклонного креста.
На кладбище в деревне Лахта есть еще одна часовня — часовня иконы Божией Матери «Троеручица» (XIX век). Часовня срублена в ХIХ веке в качестве прикладбищенской часовни. Основное помещение по центру крыши увенчано главкой в виде стилизованной луковки усеченной формы с крестом. Часовня очень аккуратная и миниатюрная. За ее маленький размер она особенно нравится детям. Часовня всегда открыта для прихожан и видна с основной дороги в сторону деревни Кудама.
Но почти никому неизвестно, что деревня Лахта была крупным православным центром в северном Сямозерье. Кроме часовен, здесь была церковь. И даже не одна.
На фотографиях представлена неизвестная церковь, которую пока не удалось идентифицировать. Местные легенды говорят о том, что в начале 20 века эту церковь закрыли, а рядом была построена новая деревянная церковь. Но эту новую церковь вначале закрыли при советской власти, затем был клуб, затем хлев, затем совсем закрыли, а чуть позже «одна сумасшедшая жительница подожгла эту церковь».
Любопытно, что данных о церкви, что была закрыта при строительстве новой — мало. Но в отличии от новостроенной в начале 20 века — эта церковь до сих пор жива. Конечно — условно.
Еще в деревне имеется каменный дом, который по преданию также принадлежал одному из священников: «Церковь была деревянная, а дом построил себе каменный» — так часто говорят современные местные жители. Правда кое-кто говорит, что священник жил в деревянном доме (тот что «принадлежал дьячку») — а это была церковно-приходская школа. А кто-то и вовсе говорит, что это начинали строить каменный храм.
В 2 км севернее деревни, на горе Кодикоргие, находится комплекс каменных сооружений (сейдов) I—XII веков.
Координаты: 61.985944, 33.199712
Использованы материалы http://syamozero.ru, фотографии и текст: Илья Тимин, 24 марта 2017.