Питкяранта

Питкяранта

Питкяранта. Административный центр Питкярантского района Республики Карелия.

В настоящий момент Питкяранта — город с населением 11 тысяч человек, его градообразующим предприятием является целлюлозно-бумажный комбинат, построенный финнами в 1921 году. Название Pitkäranta переводится на русский язык как «длинный берег»: северное побережье Ладоги изрезано проливами и полуостровами, а в этом месте, как видно на карте, долго тянется прямая береговая линия.

Территория первоначально заселена еще в эпоху мезолита, примерно 8 тыс. лет назад племенами охотников и рыболовов.

Впервые карельская деревня Питкаранда упоминается в 1500 году в Переписной окладной книге Водской пятины Новгородской Руси.

Пограничное положение региона становилось причиной нередких опустошений в годы войн между Швецией и Россией. С начала 17 века здесь стали господствовать шведы, которые и раньше (еще в 13-14 веках) совершали сюда неоднократные набеги. Согласно Столбовскому договору 1617 года, все Северное Приладожье, в том числе и Питкяранта, находились в составе Швеции. Со шведским присутствием связан один из самых старых исторических объектов района — Варашев камень, установленный в 1618 году на Варецком мысу близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака. 

Питкяранта была маленьким тихим селением, пока в 1810 г. в округе не начали работать экспедиции по изучению недр. Вскоре здесь появился первый медный рудник, затем обнаружили и оловянную руду, так что в середине XIX в. в старинной деревне заработало несколько металлургических заводов. Вскоре Питкяранта стала крупным населенным пунктом. Как и во всех крупных селениях, здесь была построена православная Вознесенская церковь.

Кроме олово-медеплавильных заводов в Питкяранта действовал сульфатный завод. Из окиси железа — побочного продукта при плавлении руд — изготовлялась красная краска. Многие деревянные дома в Финляндии красились в те времена именно питкярантской краской.

В 19 веке вместе с остальными населенными пунктами Выборгской губернии поселение снова ушло за границу – в состав Финляндии. 

При финнах Питкяранта была деревней (правда, стала расти с открытием ЦБК) в составе волости Импилахти.

К середине XIX в. питкярантские рудники и заводы перешли в собственность петербургского акционерного общества Питкяранта-Компани. В 1890 — 1904 гг. разработка не велась из-за нерентабельности, но в 1914 г. ее возобновили на новом технологическом уровне. Рудник действовал до начала 1950-х гг.

В первой половине XX столетия Питкяранта становится крупным населенным пунктом, пристанью и важным промышленным центром Приладожья. 

   К началу 1940-х гг.  преобладала деревянная застройка, и во время Зимней войны город был сожжен; сохранились только целлюлозный завод и примыкающий к нему район деревянной застройки на острове Пусунсаари.

В 1940 году Питкяранта уже как город окончательно вернулась в в СССР.

Тогда же был образован Питкярантский район с центром в Салми, в 1944 году райцентром стал посёлок Импилахти, и лишь в 1952 году сама Питкяранта.

Питкяранта
Железнодорожный вокзал Питкяранты
Питкяранта
Братская могила в городе Питкяранта (улица Ленина, возле д. 139)
Питкяранта
Церковь Вознесения Господня
Питкяранта
Танк Т-26.
Это был один из самых распространённых танков времён до появления Т-34.
Питкяранта
Краеведческий музей им. Себина

About the author