Деревня Кителя

Деревня Кителя

Деревня находится в 12 км к северо-западу по автодороге от города Питкяранта.

В деревне находилась не сохранившаяся до нашего времени православная церковь.

Недалеко от деревни находится Кительское месторождение граната (альмандина).

В 1960-х годах в окрестностях деревни выявлено цинково-оловянное месторождение. Общие запасы цинково-оловянной руды оцениваются в 3,15 млн тонн, олова — 10,7 тыс. тонн, цинка — 9,4 тыс. тонн. По степени промышленной значимости месторождение относится к резервным

История Кителя неразрывно связана с освоением Кительского месторождения гранатов.

Деревня Кителя

Еще в 1686 году, во времена шведского владычества, в Кителя появилась первая православная церковь во имя Архангела Михаила. Чтобы остановить исход карелов в Россию, шведские духовные власти были вынуждены разрешить на завоеванной ими земле Корелы строительство новых православных церквей и часовен.

После возвращения Северного Приладожья России, церковь в Кителя была главной в Импилахтинском приходе. Сюда приходили верующие из многих деревень, а вместе с ними купцы и торговцы.

В 1773 году церковь Архангела Михаила сгорела. Прихожане сразу же решили построить новую церковь на старом месте. Архиепископ Петербургский Габриэль дал благословение на её строительство. Уже в 1777 году новая церковь была готова. Внешне она напоминала церковь Святителя Николая Чудотворца на острове Риеккалансаари, вблизи Сердоболя. В том же году был образован Кительский православный приход (3).

В 1831 году обветшавшая «Старая Кительская» церковь (Архангела Михаила) была отстроена заново. Недалеко от нее, на соседнем пригорке, в 1883 году появилась еще одна православная церковь, освященная 11 сентября того же года во имя Архангела Михаила и Святого Пророка Илии. В народе ее также называли «Новая Кительская». Эта церковь была построена на пожертвование купца Ратинена, но, видимо, не очень качественно, так что уже в 1897 году ее пришлось ремонтировать.

Кровь земли карельской. Борисов И. В., изображение №5

24 февраля 1901 года церковь Архангела Михаила и Святого Пророка Илии сгорела из-за неисправности печи. Удалось спасти лишь небольшую часть церковной утвари, так как пожар начался в 8 часов утра. На месте сгоревшего храма надо было строить новую каменную церковь, но средств не хватало, и было принято решение строить церковь из дерева. За разработку проекта взялся сортавальский архитектор Йохан Оскар Леандер. Вновь отстроенная церковь была освящена 29 ноября 1907 года во имя Святого Пророка Илии.

«Старая Кительская» церковь все еще стояла, но постепенно ветшала, службы в ней почти не проводились, и Консистория обратилась к приходу с предложением приспособить ее для иных целей. Приход решил по-другому, и как только расплатился с долгами по строительству «Новой» церкви, принялся ремонтировать и «Старую».

Так и стояли рядышком эти две церкви до самой «Зимней» войны. В январе-феврале 1940 года линия фронта проходила как раз через Кителя. Здесь, как и на всей территории к востоку, от Койриноя и Леметти до Уома, в кольце окружения гибли от снарядов, пуль, страшных морозов и голода части 18-й, 168-й стрелковых дивизий и 34-й танковой бригады 8 армии. Жители деревни, состоявшие в основном из финнов, заведомо уехали вглубь Финляндии. При артобстреле в Кителя сгорели не только почти все дома, хозяйственные постройки и обе церкви, но и лес на многие километры вокруг. А те деревья, которые остались, приехавшие весной 1940 года советские переселенцы, не могли распиливать на дрова из-за обилия в них осколков и пуль. Все поля вокруг были усеяны воронками от бомб и снарядов. В вывернутых взрывами комьях земли то тут, то там, словно капельки крови, краснели зерна гранатов.

В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, на пепелище в Кителя из Финляндии вернулась часть бывших жителей деревни. Они пытались заново отстроить сгоревшие дома и церковь Святого Пророка Илии, но осенью 1944 года вновь, и уже навсегда, покинули родные места, обосновавшись в Финляндии в районе Ювяскюля. Несколько лет назад бывшие жители Кителя, их дети и внуки установили у подножия «церковных» холмов в память о «Старой» и «Новой» Кительских церквях два гранитных валуна. На старом православном кладбище в Кителя тишина и покой. Еще различаются могильные холмики XIX — XX веков, кое — где даже сохранились обломки крестов и памятники советского времени.

Фото Григорьевой Т.
Фото Григорьевой Т.

На месте церкви Пророка Илии сейчас растет густой лес. Он скрывает от любопытного глаза остатки фундамента. По широкой и длинной бетонной лестнице без перилл, можно подняться от дороги к фундаменту церкви и по его форме попытаться мысленно реконструировать прежний храм. Это была большая крестообразная в плане церковь с пристроенной колокольней. Судя по фотографиям, она напоминала Петропавловский (ныне Никольский) храм в городе Сортавала. За алтарем находились могилы священников Алексея (отца) и Михаила (сына) Шепелевских. В послевоенное время эти могилы были осквернены и разграблены. Священник Алексей Шепелевский (1787-1867 годы) вел передвижную школу по деревням и развивал местную народную школу, при нем стали подводить под «Старую» церковь каменный фундамент.

Фото Киселева И.
Фото Киселева И.

Во времена священника Василия Соболева, в начале XX века, в приходе строились «Новая» церковь (после пожара) и часовни в Китесюрья, Сюскюярви, Руокоярви и в других селениях. В 1909 году Соболев переехал в Сортавала и вместо него настоятелем назначили Иисака Мусовского. Через два года настоятелем Кительского прихода стал Владимир Толстохнов. Он пытался перевести церковное делопроизводство на русский язык, но в конце 1917 года, когда Финляндия получила независимость, был смещен с должности. Его место по просьбе прихожан снова занял Иисак Мусовский. С 1933 по 1937 годы настоятелем Кительского прихода служил выпускник Сортавальской духовной семинарии Пааво Саарикоски. Последним пастырем был Александр Оланто.

Когда-то в Кителя собирались представители многих окрестных деревень для решения различных экономических и духовных вопросов. Большинство из них были православные, но они не чурались лютеран и многие хозяйственные проблемы решали совместно. Центр деревни находился там, где стояли церкви и народная школа. Здесь же находились усадьбы священников и магазины.

Кровь земли карельской. Борисов И. В., изображение №10

Как — то летом 1880 года в доме Юдина в Кителя собралось много гостей: учитель школы Николай Воронов справлял свою свадьбу. Среди приглашенных были трое священников: Сергий Окулов (настоятель Петропавловского храма в Сортавале), Гавриил Соболев и Михаил Казанский. Обсуждая различные вопросы, священники заострили внимание на ухудшающемся положении православной общины, и приняли решение основать Общество (Братство) Святых Сергия и Германа, которое могло бы поправить дело. В 1885 году зарегистрировали Устав Общества, и вскоре вышел первый номер газеты «Утренняя Заря». Основой деятельности Общества Святых Сергия и Германа стала пропаганда карельской православной культуры и образование населения. В Обществе активно работали учителя Яякко Хяркенен и Урье Саарела, которые проводили собрания, читали лекции по деревням приходов (4).

Кровь земли карельской. Борисов И. В., изображение №11

Большую поддержку Обществу оказывал Валаамский монастырь и его подворье на острове Св. Германа (Сюскюянсаари), недалеко от Кителя. В Германовском скиту стояла красивая церковь Святого Александра Невского, построенная в 1903 году из красного валаамского кирпича и такого же цвета красивого «валаамского» гранита, а также, деревянные казармы. Здесь постоянно жило несколько десятков монахов, преимущественно русских, занимавшихся сельским хозяйством, рыболовством и садоводством. В настоящее время церковь Александра Невского находится в аварийном состоянии на территории камнеобрабатывающего предприятия.

Старожилы Кителя и их дети, ныне проживающие в Финляндии, с гордостью вспоминают, что в Кителя родилась и долгое время жила известная в Финляндии писательница Кюлликки Мянтюля. Большой популярностью пользовались ее рассказы и новеллы о карелах и природе Северного Приладожья.

Много других интересных людей – карелов, финнов и русских – связали свою жизнь с Кителя: занимались сельским хозяйством, промышляли, строили дома и церкви, учили детей, защищали от врагов. Память о них живет в книгах, изданных в Финляндии, в валунах, поставленных финнами на местах прежних церквей, в просторных полях и развалинах построек исчезнувшей деревни…и конечно же, в этих удивительных камешках-гранатах, которыми усеяна кительская земля.

1. Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1812.

2. Фурман Г. Минералогическое описание некоторой части Старой и Новой Финляндии// Горный журнал. СПб., 1828, кн. 2, № 11

3. Копонен П. Моя родина-Импилахти. Финляндия, 1993.

4. Килинен, 1890

© Борисов И.В. Каменное ожерелье Ладоги. Павловск, 2015 г., с. 104-120

About the author