Деревня Хямекоски, Питкярантский район

Деревня Хямекоски

Хя́мекоски (фин. Hämekoski — «порог Хяме]») — деревня в Питкярантском районе Республики Карелия, административно относящаяся к посёлку Харлу Харлуского сельского поселения. Населённый пункт расположен на берегу реки Янисйоки в 40 км по дороге А121 к северо-востоку от города Сортавала.

Одноимённое название носит железнодорожная платформа, расположенная на 5-м километре железнодорожной линии «Лодейное Поле — Янисъярви» Октябрьской железной дороги.

Завод и ГЭС в Хямекоски

Завод был основан в 1897 году как карбидный, затем был переоборудован на производство картона, ещё позже — в фанерный завод. С 1921 года производил чугун.

В декабре 1896 года ежедневная шведоязычная газета «HBL», выходящая в Хельсинки, дала заметку, что в Хямекоски будет построен новый завод и уже ведётся строительство здания, а консул В. Диппель должен возглавить этот бизнес. Назначение и тип завода держались в тайне.

Как выяснилось, в конце XIX века в Хямекоски был основан первый в Финляндии завод по производству карбоната кальция. Работы по водоснабжению были начаты в ноябре 1897 года и были завершены за два года. Производство наладили Эд. Седеркройц (Ed. Cedercreutz) и Л. Крон (L. Krohn). Строительные работы выполнены под руководством инженера Н. Норелла (N. Norell), ставшего первым управляющим директором предприятия.

Водный канал, бывший сложнейшей частью этой работы, имел длину 470 метров: высота падения составляла 12,2 метра, и завод обладал мощностью 3000 лошадиных сил при самом низком уровне воды. Однако к 1899 году использовалось только 1200 лошадиных сил.

На выходе из канала находились фабричные здания: два больших кирпичных двухэтажных здания, ГЭС, две печи для обжига извести. Самое серьёзное оборудование зарубежное: турбины американского производства, а также большие динамо-машины мощностью 600 лошадиных сил, выпущенные компанией Siemens-Schuckertwerke. Они генерировали электричество, подаваемое в 12 печей. Завод дополнялся кирпичной дымовой трубой, пилорамой, столярным цехом и большим механическим цехом. Компании принадлежали также железная дорога от завода до причала в Янисъярви, сам причал, а ещё пароход и несколько барж, курсировавших до Вяртсиля.

Растущее использование гидроэнергии для промышленных нужд привело к созданию большого количества заводов по производству карбида на рубеже XIX и XX веков. В Финляндии также были созданы две фабрики, АО «Хямекоски» и корпорация Siitola. Из-за слабых позиций на международном рынке, обе фабрики были вынуждены прекратить свою деятельность в 1902 году.

В 1904 году завод переоборудован в картонную фабрику. Владелец в то время был АО «Хямекоски» (Ab Hämekoski Oy).

В 1919 году АО «Вяртсиля» выкупила оставшуюся долю акций, став полноправным владельцем старого промышленного завода в Хямекоски. Примерно в то же время АО «Вяртсиля» прекратило использовать собственную доменную печь. Цель состояла в том, чтобы выплавлять высококачественный металлолом в электрической сталеплавильной печи в Хямекоски, получая энергию от ГЭС и перестать работать на угле на Вяртсильском метизном заводе.

В 1921 году компания построила завод по переработке металлолома в пустующих фабричных зданиях, установив три печи.

Деревня Хямекоски
Завод в Хямекоски, 1911 год

ГЭС приспособили для удовлетворения потребностей завода. Поскольку железный лом свозился со всей Финляндии, его состав значительно варьировался: от больших частей барж до токарных стружек. Поначалу железные бруски, полученные в ходе переработки, транспортировались по железной дороге до Янисъярви, а затем на барже до Вяртсиля. Состав произведённых заготовок менялся на заводе Вяртсиля по мере необходимости. В 1922 году на металлургическом заводе Хямекоски было произведено 4000 тонн железа. В этом же году произведено около 500 000 квадратных метров клеёной фанеры. На заводе работало почти 330 человек, из них около 50 на металлургическом заводе и примерно 210 на фанерной фабрике, 90 из которых женщины. Оставшиеся — работники фермы, насчитывающей 29 коров.

В марте 1925 года на фанерной фабрике в Хямекоски была введена третья смена. До этого работа производилась на четырёх машинах, но была запущена пятая машина. Эти меры вызваны усиленным спросом на фанеру. В 1926 году поставки фанеры в Хямекоски в Англию стали ограничены из-за всеобщей стачки 1926 года и чрезмерной конкуренции. Но в 1925 году, пока всё было стабильно, производство фанеры выросло до 8000 кубических метров, — сообщение было в основном из Выборга.

К 1927 году плавильный цех в Хямекоски был оснащён тремя электропечами, каждая из которых производила от 5000 до 6000 кг в день. Мартеновская печь использовала берёзовые брёвна в качестве сырья. Имелись две современные сушильные установки, одна из которых, американская, стоила порядка 1 250 000 марок, а вторая сооружена из оборудования бывших бумагоделательных машин. Было несколько клеящих прессов, токарный станок.

Фабрика имела собственную узкоколейную трассу длиной 3,5 км до гавани Янисъярви. Завод также был связан с государственными железными дорогами. Всего заводу принадлежало 6 километров железнодорожных путей. Число рабочих завода Хямекоски увеличилось до 270 человек, большинство из которых жили в зданиях, построенных компанией.

Электрометаллургический завод, фанерная фабрика и все постройки, кроме ГЭС, разрушены авиаударом во время Советско-финской войны (1939—1940).

Деревня Хямекоски
Хяменкоски. ГЭС-21

Гидроэлектростанция, расположенная на реке Янисйоки, у деревни Хямекоски, запущена в 1903 году и является одной из старейших ГЭС России. Мощность ГЭС — 2,68 МВт. Некоторые агрегаты были установлены еще при первом пуске станции, но не смотря на это работают до сих пор.   Раньше у этой ГЭС плотина и водоотводящий канал были сложены из гранитных блоков и выглядели весьма интересно, однако во время реконструкции все «было закатано в бетон» Несмотря на это плотина все еще интересна своей конструкцией, а немного старой кладки еще осталось вдоль берега. ГЭС Хямекоски входит в состав группы малых ГЭС ОАО»ТГК-1″. На ГЭС сохранены не только механизмы и агрегаты, но и архитектура строения. Но самым интересным фактом является то, что от плотины до гидроэлектростанции вода поступает по длинному водоводу, который расположен выше уровня русла реки.

Как добраться для  этого вам необходимо свернуть  с шоссе между Ляскеля и Рауталахти, по указателю «Харлу», и проехать прямо около 13 км. На большой развилке (километра через 3 после железнодорожного переезда) повернуть направо. Доехав до моста через Янисйоки, вдоль правого берега реки вниз по течению идет лесная дорога. Надо свернуть именно на нее и проехать 500 метров.

Координаты GPS: 61°51’19.2″N 30°56’44.7″E 

Строительство арочного железнодорожного моста

После провозглашения независимости Финляндии, строительная отрасль была в упадке: в послевоенное время не хватало железа. Поскольку в Финляндии было построено два цементных завода, именно железобетон рассматривался как доступный строительный материал. В 1919 году началось строительство стратегически важной железной дороги Маткаселькя — Суоярви, как ответвления в сторону советской границы. Трасса была экономически жизнеспособной, позволяя доставлять полезные ископаемые и леса, находящиеся вдоль неё. Самой большой трудностью стало преодоление Янисйоки.

Деревня Хямекоски
Строительство моста через Янисйоки, 1919 год

В апреле 1919 года Национальный совет гражданского строительства обратился к крупным компаниям с заказом на возведение моста с условием, чтобы мост был готов и открыт для движения той же осенью. Самое выгодное предложение поступило от O. Y. Construсtor A. B. Контракт с подрядчиком на сумму 920 000 марок был подписан 30 апреля 1919 года. В результате был построен мост протяжённостью 110 метров и значительной высоты всего за полгода.

После Зимней войны по условиям Московского договора бо́льшая часть Выборгской губернии была передана СССР. Однако территория вновь перешла к Финляндии с 1941 по 1944 год.

После завершения 19 сентября 1944 года Советско-финской войны 1941—1944 годов, согласно заключённому Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *