Хя́мекоски (фин. Hämekoski — «порог Хяме]») — деревня в Питкярантском районе Республики Карелия, административно относящаяся к посёлку Харлу Харлуского сельского поселения. Населённый пункт расположен на берегу реки Янисйоки в 40 км по дороге А121 к северо-востоку от города Сортавала.
Одноимённое название носит железнодорожная платформа, расположенная на 5-м километре железнодорожной линии «Лодейное Поле — Янисъярви» Октябрьской железной дороги.
Завод и ГЭС в Хямекоски
Завод был основан в 1897 году как карбидный, затем был переоборудован на производство картона, ещё позже — в фанерный завод. С 1921 года производил чугун.
В декабре 1896 года ежедневная шведоязычная газета «HBL», выходящая в Хельсинки, дала заметку, что в Хямекоски будет построен новый завод и уже ведётся строительство здания, а консул В. Диппель должен возглавить этот бизнес. Назначение и тип завода держались в тайне.
Как выяснилось, в конце XIX века в Хямекоски был основан первый в Финляндии завод по производству карбоната кальция. Работы по водоснабжению были начаты в ноябре 1897 года и были завершены за два года. Производство наладили Эд. Седеркройц (Ed. Cedercreutz) и Л. Крон (L. Krohn). Строительные работы выполнены под руководством инженера Н. Норелла (N. Norell), ставшего первым управляющим директором предприятия.
Водный канал, бывший сложнейшей частью этой работы, имел длину 470 метров: высота падения составляла 12,2 метра, и завод обладал мощностью 3000 лошадиных сил при самом низком уровне воды. Однако к 1899 году использовалось только 1200 лошадиных сил.
На выходе из канала находились фабричные здания: два больших кирпичных двухэтажных здания, ГЭС, две печи для обжига извести. Самое серьёзное оборудование зарубежное: турбины американского производства, а также большие динамо-машины мощностью 600 лошадиных сил, выпущенные компанией Siemens-Schuckertwerke. Они генерировали электричество, подаваемое в 12 печей. Завод дополнялся кирпичной дымовой трубой, пилорамой, столярным цехом и большим механическим цехом. Компании принадлежали также железная дорога от завода до причала в Янисъярви, сам причал, а ещё пароход и несколько барж, курсировавших до Вяртсиля.
Растущее использование гидроэнергии для промышленных нужд привело к созданию большого количества заводов по производству карбида на рубеже XIX и XX веков. В Финляндии также были созданы две фабрики, АО «Хямекоски» и корпорация Siitola. Из-за слабых позиций на международном рынке, обе фабрики были вынуждены прекратить свою деятельность в 1902 году.
В 1904 году завод переоборудован в картонную фабрику. Владелец в то время был АО «Хямекоски» (Ab Hämekoski Oy).
В 1919 году АО «Вяртсиля» выкупила оставшуюся долю акций, став полноправным владельцем старого промышленного завода в Хямекоски. Примерно в то же время АО «Вяртсиля» прекратило использовать собственную доменную печь. Цель состояла в том, чтобы выплавлять высококачественный металлолом в электрической сталеплавильной печи в Хямекоски, получая энергию от ГЭС и перестать работать на угле на Вяртсильском метизном заводе.
В 1921 году компания построила завод по переработке металлолома в пустующих фабричных зданиях, установив три печи.
ГЭС приспособили для удовлетворения потребностей завода. Поскольку железный лом свозился со всей Финляндии, его состав значительно варьировался: от больших частей барж до токарных стружек. Поначалу железные бруски, полученные в ходе переработки, транспортировались по железной дороге до Янисъярви, а затем на барже до Вяртсиля. Состав произведённых заготовок менялся на заводе Вяртсиля по мере необходимости. В 1922 году на металлургическом заводе Хямекоски было произведено 4000 тонн железа. В этом же году произведено около 500 000 квадратных метров клеёной фанеры. На заводе работало почти 330 человек, из них около 50 на металлургическом заводе и примерно 210 на фанерной фабрике, 90 из которых женщины. Оставшиеся — работники фермы, насчитывающей 29 коров.
В марте 1925 года на фанерной фабрике в Хямекоски была введена третья смена. До этого работа производилась на четырёх машинах, но была запущена пятая машина. Эти меры вызваны усиленным спросом на фанеру. В 1926 году поставки фанеры в Хямекоски в Англию стали ограничены из-за всеобщей стачки 1926 года и чрезмерной конкуренции. Но в 1925 году, пока всё было стабильно, производство фанеры выросло до 8000 кубических метров, — сообщение было в основном из Выборга.
К 1927 году плавильный цех в Хямекоски был оснащён тремя электропечами, каждая из которых производила от 5000 до 6000 кг в день. Мартеновская печь использовала берёзовые брёвна в качестве сырья. Имелись две современные сушильные установки, одна из которых, американская, стоила порядка 1 250 000 марок, а вторая сооружена из оборудования бывших бумагоделательных машин. Было несколько клеящих прессов, токарный станок.
Фабрика имела собственную узкоколейную трассу длиной 3,5 км до гавани Янисъярви. Завод также был связан с государственными железными дорогами. Всего заводу принадлежало 6 километров железнодорожных путей. Число рабочих завода Хямекоски увеличилось до 270 человек, большинство из которых жили в зданиях, построенных компанией.
Электрометаллургический завод, фанерная фабрика и все постройки, кроме ГЭС, разрушены авиаударом во время Советско-финской войны (1939—1940).
Гидроэлектростанция, расположенная на реке Янисйоки, у деревни Хямекоски, запущена в 1903 году и является одной из старейших ГЭС России. Мощность ГЭС — 2,68 МВт. Некоторые агрегаты были установлены еще при первом пуске станции, но не смотря на это работают до сих пор. Раньше у этой ГЭС плотина и водоотводящий канал были сложены из гранитных блоков и выглядели весьма интересно, однако во время реконструкции все «было закатано в бетон» Несмотря на это плотина все еще интересна своей конструкцией, а немного старой кладки еще осталось вдоль берега. ГЭС Хямекоски входит в состав группы малых ГЭС ОАО»ТГК-1″. На ГЭС сохранены не только механизмы и агрегаты, но и архитектура строения. Но самым интересным фактом является то, что от плотины до гидроэлектростанции вода поступает по длинному водоводу, который расположен выше уровня русла реки.
Как добраться: для этого вам необходимо свернуть с шоссе между Ляскеля и Рауталахти, по указателю «Харлу», и проехать прямо около 13 км. На большой развилке (километра через 3 после железнодорожного переезда) повернуть направо. Доехав до моста через Янисйоки, вдоль правого берега реки вниз по течению идет лесная дорога. Надо свернуть именно на нее и проехать 500 метров.
Координаты GPS: 61°51’19.2″N 30°56’44.7″E
Строительство арочного железнодорожного моста
После провозглашения независимости Финляндии, строительная отрасль была в упадке: в послевоенное время не хватало железа. Поскольку в Финляндии было построено два цементных завода, именно железобетон рассматривался как доступный строительный материал. В 1919 году началось строительство стратегически важной железной дороги Маткаселькя — Суоярви, как ответвления в сторону советской границы. Трасса была экономически жизнеспособной, позволяя доставлять полезные ископаемые и леса, находящиеся вдоль неё. Самой большой трудностью стало преодоление Янисйоки.
В апреле 1919 года Национальный совет гражданского строительства обратился к крупным компаниям с заказом на возведение моста с условием, чтобы мост был готов и открыт для движения той же осенью. Самое выгодное предложение поступило от O. Y. Construсtor A. B. Контракт с подрядчиком на сумму 920 000 марок был подписан 30 апреля 1919 года. В результате был построен мост протяжённостью 110 метров и значительной высоты всего за полгода.
После Зимней войны по условиям Московского договора бо́льшая часть Выборгской губернии была передана СССР. Однако территория вновь перешла к Финляндии с 1941 по 1944 год.
После завершения 19 сентября 1944 года Советско-финской войны 1941—1944 годов, согласно заключённому Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года.