Успенский собор, г. Кемь
Почти три столетия красуется на берегу порожистой реки Кемь Успенский собор, ставший символом северного города. Многое он видел за прошедшие века. В 1710 г. предшественник ныне существующего собора, тоже Успенский собор с двумя приделами – Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, построенный в середине XVII века на средства Соловецкого монастыря, сгорел вместе с частью Кемского городка. Через год после пожара было получено разрешение строить на том же месте новый собор с двумя приделами: Зосимо-Савватьевский придел (освященный в 1714г.) и Успенский храм (освященный в 1717г.)
Новый собор в основных чертах повторил формы своего предшественника, что характерно для традиционного деревянного зодчества. Собор возведен на Лепострове, омываемом двумя рукавами реки Кемь.
Успенский собор состоит из главного Успенского храма, Зосимо-Савватьевского и Никольского приделов, трапезной, сеней и крыльца. Центром архитектурной композиции является Успенский храм. С запада от храма расположена квадратная в плане, более широкая трапезная. С севера и юга к ней примыкают два придела: Зосимо-Савватьевский и Никольский.
Все здание, кроме каркасных сеней, представляет собой единый сруб, выполненный без единого железного гвоздя. В Кемском Успенском соборе, в отличие от других памятников, имеется одна любопытная деталь – верхняя часть иконостаса освещалась через окна, прорубленные под самым потолком в западной стене. Этот источник света, невидимый зрителю, стоящему к нему спиной, создавал интересный эффект “свечения” иконостаса.
С 6 декабря 1876 года Кемский собор за ветхостью был закрыт, но прихожане очень любили Успенский собор и “возобновление” собора было осуществлено в 1889 г. В этот период ремонту подверглись все части собора. Однако главный акцент был сделан на “поновление” внутреннего убранства собора.
Уже в течение нескольких десятилетий через Кемь и Поморье пролегают самые значительные туристические маршруты Карелии. Успенский собор всегда являлся тем местом, где гости северной республики не только любовались мастерством ваятелей ХVIII века и реставраторов-современников, но могли принять таинство молитвы в возрожденном и действующем Успенском храме.