Вепсы — древнейший народ европейского Севера. Считаются потомками племён Чуди и Веси, упоминаемых в «Повести временных лет» — самой ранней из сохранившихся русских летописей. В 862 году местные финно-угорские племена Чудь и Весь и славянские Словени и Кривичи — объединились в военно-политический союз, для управления которым по договору призвали варяжского князя Рюрика с братьями и дружиной. Данный союз и положил начало формированию государственности Древней Руси.
Сейчас вепсы — вымирающая малая народность в России. Совсем малая. Всего осталось около 5000, а носителей языка вообще всего пара тысяч человек.
При этом выделяются три этнографические группы вепсов:
* северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
* средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
* южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).
С каждым годом живых деревень на территории Вепсского леса становится все меньше и меньше. Деревни исчезают, исчезает и вепсская самобытность.
Есть почти по центру природного парка «Вепсский лес» очень необычное поселение – поселок Курба.
Почему поселок необычный? Он из современных: возник в 1960 году, как достаточно крупный центр лесозаготовки, в 70-х годах прошлого века имел численность за 500 человек, в поселке была средняя школа и детский сад.
И ученики школы в 1980 годах, возвращаясь из походов по родному краю, приносили из заброшенных деревень орудия труда, различную кухонную утварь, созданные руками местных мастеров. Да и местные жители стали приносить в дар музею старинные вещи. Так собралась уникальная коллекция подлинных предметов деревенского быта и в 1983 году в Курбинской школе по инициативе педагогов и учащихся был открыт Музей вепсского быта.
А в 2009 году школу закрыли. И музей бы пропал, как часто у нас бывает в стране, если бы не Ершова Светлана Ивановна.
Светлана Ивановна заинтересовала своих учеников культурным наследием вепсов и сумела привить своим ученикам интерес к родному языку и культуре. В конце 1980-х годов, Светлана Ершова начала помимо математики, вести в школе преподавание вепсского языка. Курбинская школа стала первой школой в Ленинградской области, где началось преподавание вепсского языка как обязательного предмета. При школе был создан первый детский вепсский фольклорный ансамбль в Ленинградской области «Rusked boleine». Многие ученики Светланы Ивановны принимали участие в конкурсах вепсского языка. Многие из них позже стали известными вепсскими журналистами, преподавателями вепсского языка и учеными.
После закрытия Курбинской школы, Светлана Ершова сумела доказать областным властям необходимость сохранения своего музея и добилась для него в мае 2010 года статуса филиала Подпорожского краеведческого музея, обеспечивая тем самым его существование и в будущем. На свои средства и с помощью своих родственников и односельчан Светлана Ершова отремонтировала выделенное музею пустующее здание бывшей администрации Курбинской волости, и с августа 2010 года музей Вепсской культуры и быта был снова открыт для посетителей.
Музей Вепсского быта
В музейной экспозиции представлены вепсская изба, утварь, орудия охоты и рыболовства, ткачество. Всего три небольших комнаты, но очень интересно и незабываемо!
Очень атмосферный музей. Знаете, что самое шикарное? Экспонаты можно аккуратно взять в руки и внимательно разглядеть! Дети в восторге!1 из 7
Просто терка
В такие места нужно приезжать, и привозить детей! Обязательно! Это не лубочные музеи в центрах городов. Это настоящий, живой и теплый дом, где вам всегда будут рады!
Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец — специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку.
Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
Кстати, лучина послужила рождению в русском языке выражения «Жив курилка».
Жив, жив курилка!
Жив, жив, да не умер.
А у нашего курилки
Ножки долгеньки,
Душа коротенька.
Вот и поселок Курба, хоть и живет там сейчас всего порядка 100 человек, как та лучина – «Жив курилка!».
Показать/скрыть панель: Gallery Lightbox Lite