Тихвин – это край непуганых птиц, здесь легко встретить участки нетронутой природы, живописные леса. В природном парке ловится рыба, растут грибы и ягоды. На каждом шагу встречаются озера, реки и ручьи.
Тихвин расположен на древнем торговом речном пути, который примерно 2 тысячи лет назад освоили финно-угорские племена, поэтому и название в переводе на русский язык означает «дорога к рынку».
В X веке земли Тихвинского края были заселены новгородскими славянами. к XII-XIII вв. на месте современного города существовали две пристани и несколько деревень. В государственной летописи Тихвин появился 9 июля 1383 г., когда н берегу р. Тихвинки произошло чудесное явление иконы Божьей Матери. Ныне этот день считается официальной датой рождения города.
Исторический центр города со зданиями классической архитектуры XVIII столетия, обилием часовен, храмов, монастырей, деревянных застроек вселяет в душу умиротворенность и желание любоваться простыми проявлениями человеческой жизни.
Достопримечательности Тихвина:
- Тихвинский Богородичный Мужской монастырь
- Тихвинская Введенская обитель — женский монастырь
- Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь
- Церковь Тихвинской Богоматери
- Спасо-Преображенский собор
- Церковь всех святых (Полковая)
- Церковь иконы Божией Матери Знамение
- Гостинный двор
- Дом-музей Римского Корсакова
Тихвинский Богородичный Мужской монастырь
Обитель основали в 1560 году. Возвести его повелел российский царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за жестокий нрав. Расположился он на берегу речки, под названием Тихвинка. Причиной паломничества, совершаемое сюда верующими, то, что в монастыре находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
По преданию, образ Божьей матери Одигитрии ( в переводе с греческого — «указующая путь») был написан во время земной жизни Девы Марии св. апостолом евангелистом Лукой.
При Советской власти храм не действовал. Долгие годы святыня в церкви отсутствовала: ее перевозили в безопасные места, чтобы сохранить миру. Она была в Риге, Германии, Чикаго. После полного возрождения церкви икону вернули России.
Сооружения монастыря:
- Успенский собор (1515 г.).
- Покровская церковь с трапезной палатой (1581 г.)
- Звонница (1581 г.)
- Келейные корпуса (конец XVI — начало XVII веков)
- Ограда с башнями
- Надвратные ворота в башнях в честь иконы Тихвинской божией матери (1791 г.) и Николая Чудотворца (1798 гю)
- Церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» (XVIII-XIX веков), архитектор Н. Бенуа
Успенский собор
Строительство собора было начато в 1383 году. Возведение собора было посвящено Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери. Эта икона является основной из всех находящихся в нем. Во время пожара 1624 года собору были нанесены значительные повреждения, реставрация вернула ему надлежащий вид. Прихожане Тихвина, при посещении собора, преклоняются перед Божией Матерью, с большим почтением относятся к образам Нерукотворного Спаса и Святителя Николая. По всему городу доносится звук большого колокола собора.
Звонница Успенского монастыря
Это прекрасное украшение Успенского монастыря. Строительство ее проводилось в 1600 году. У звонницы – пяти пролетная конструкция. Пролеты венчают декоративные флажки и остроконечный шпиль. Пожар 1623 года нанес звоннице значительный урон. Во время реставрации 1631 года она обрела прежний вид. А в 1777 году была проведена ее существенная реконструкция. Памятник не обошла стороной ВОВ, ему были нанесены серьезные повреждения. Реставрация, проведенная в 1960 году, вернула ей первоначальный вид, который она имела в XVIII веке.
Церковь Вознесения
Церковь Вознесения, в которой находятся Святые врата, построили в средине XVI века, во времена войны русских со шведами. Время относится к правлению Бориса Годунова. Святые врата были изготовлены из великолепных декораций и проемов. Особенно хорошо выполнен церковный вход, украшенный кокошниками. Пожаром 1623 года Святые врата были значительно повреждены. Реставрировал их в 1641- 1662 годах Родион Сергеев мастер по написанию икон. Он восстановил их первозданный вид, придав необыкновенную красоту аркам и фасадам Святых врат.
Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии
Главная реликвия Успенского монастыря – чудотворная икона Божией Матери Одигитрии.
В 1930 году церковь закрыли, а чудотворную икону отправили в краеведческий музей. В войну икона оказалась в Пскове, оттуда ее передали духовной православной миссии. После чего она объехала много стран: Ригу, Либаву, Яблонцы, Германию. Епископом Иоанном (Гарклавсом) икона была вывезена в Чикаго. Он завещал возвратить ее России после полного возвращения Тихвинского монастыря. После его восстановления икону возвратили в Россию.
Фотографии для этого раздела были взяты из свободного доступа в интернете.
Тихвинская Введенская обитель — женский монастырь
веденского монастыря в 1383 году на берегу реки Тихвинки было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.
Сам же Введенский девичий монастырь был основан в 1560 году одновременно с Успенским мужским монастырем. Но о нем не упоминалось, пока в конце XVI века здесь не появилась четвертая супруга царя Иоанна Грозного – Анна Колтовская, принявшая постриг с именем Дарья и ставшая впоследствии игуменией монастыря. Она привела его в цветущее состояние, завещав все свое имущество обители. В 1626 году она была погребена во Введенском соборе. Все российские государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумении.
История
Летописные источники повествуют, что именно на месте будущего Введенского монастыря в 1383 году на берегу реки Тихвинки было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.
Сам же Введенский девичий монастырь был основан в 1560 году одновременно с Успенским мужским монастырем. Но о нем не упоминалось, пока в конце XVI века здесь не появилась четвертая супруга царя Иоанна Грозного – Анна Колтовская, принявшая постриг с именем Дарья и ставшая впоследствии игуменией монастыря. Она привела его в цветущее состояние, завещав все свое имущество обители. В 1626 году она была погребена во Введенском соборе. Все российские государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумении.
В 1863 году здесь начала свой иноческий путь Мария Солопова, будущая игумения Таисия, открывшая большое количество скитов и монастырей, прославившаяся своим подвижничеством в Леушинской обители. Прожив в монастыре более 10 лет, она оставила в своих «Записках игумении Таисии» воспоминания о Введенской обители, как о «местечке первого опыта монашеских подвигов и молений, колыбели монашеской жизни».
За 366 лет существования обители, до её закрытия в 1926 году, сменилась 31 настоятельница. При советской власти монастырь разделил тяжелую участь почти всех церковных учреждений. В 1937 году вместе с большинством духовенства Тихвина была арестована игумения монастыря Иоанникия (Кожевникова). 3 декабря, накануне престольного праздника обители – Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками.
Решением Священного Синода Русской православной Церкви было благословлено с 25 января 2010 года открыть Введенский женский монастырь в г. Тихвине.
На территории обители расположены три храма: Введенский собор (начало XVII в.) с двумя приделами — в честь святителя Николая-чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского; храм-трапезная в честь Рождества Богородицы (середина XVII в.), из-за аварийного состояния на данный момент закрыт; надвратная церковь с колокольней (середина XIX в.), освященная в честь святых великомученицы Екатерины и царицы-мученицы Августы.
Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь
Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.
Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.
Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.
Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере. С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.
1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Храмы:
- Церковь Преподобного Антония Великого
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи
- Церковь Пресвятой Троицы
- Церковь Преподобного Варлаама Хутынского (Храм Антония на водах)
Церковь Тихвинской Богоматери
Спасо-Преображенский собор
Церковь всех святых (Полковая)
Расположена на месте, где, по приданию, 9 июля 1383 г. случилось явление чудотворного образа Богоматери.. Тогда здесь был поставлен Поклонный крест а в середине XVIII века — деревянная церковь. В 177г г. выстроили каменную. В народе она называется Полковой из-за того, что некоторое время была храмом драгунского полка, стоявшего в Тихвине. Сегодня здание церкви приспособлено под концертный зал дома-музея Н.А. Римского-Корсакова.
Церковь иконы Божией Матери Знамение
Гостинный двор
Здание гостиного двора существует с XVIII века и представляет собой образец его архитектурной культуры. Оно было выполнено в классическом стиле. До революции использовалось ремесленниками и купцами, как торговый дом. Затем из него сделали солдатские казармы. Длительный период здание играло роль рынка. В постсоветское время он был закрыт. В 2005 году здание реконструировали, придав ему исторический облик. В настоящее время здесь располагается торговый центр «Гостиный дом» .
Дом-музей Римского Корсакова
В усадьбе, где прошли детские годы великого композитора, расположился музей. Особняк построен в первой половине XIX века. Его включили в перечень архитектурных памятников истории. Музей представляет собой одноэтажное дворянское имение с мезонином. При усадьбе разбит сад, где композитор любил гулять в минуты вдохновения. Экспозиции музея отражают эпоху великого музыканта, предметы тех времен, документы, фотографии. Дом композитора позволяет посетителям вдохнуть глоток творческой атмосферы, в которой создавал свои шедевры русский музыкальный гения.
На территории фамильной усадьбы (ныне дома-музея Н.А. Римского-Корсакова) расположился памятник великому русскому композитору. Кроме дома, усадьбы включает небольшую часовенку и скульптурную группу. В родовом дворянском гнезде прошло детство гениального музыканта.
И именно здесь Н.А. Римскому-Корсакову установлен памятник.