Поселок Салми

Са́лми (старое русское название — Соломенский погост; фин. и карел. Salmi, швед. Salmis) — посёлок в России в составе Питкярантского района Карелии, административный центр Салминского сельского поселения.

В состав посёлка входят 3 деревни:

  • Мийнала
  • Кирккоёки
  • Острова Лункулансаари

Расположен в устье реки Тулемайоки на северо-восточном берегу Ладожского озера.

Через посёлок проходит автодорога А130, также имеется железнодорожная станция Салми.

С финского и карельского языков название посёлка переводится как «пролив».

Салми — старое карельское поселение, основанное невдалеке от берега Ладожского озера в устье реки Тулема. В средние века – поселение на стыке России и Швеции.

Первое упоминание Соломенского православного погоста в этом месте относится к 1500 году. Входил в состав Корельского уезда Водской пятины.

В XV веке село было центром Салминского погоста. Первоначально центром прихода было Кирккойоки (Kirkkojoki), где имелась деревянная церковь, — в 1788 году была построена новая, на месте обветшалой старой.

До захвата этих территорий шведами в начале 17 века — Соломяне. «Воскресенской Соломянской погост» с границами от современного Ууксу до Погранкондуши по берегу Ладоги и до Суоярви на севере.

С 1617 года в составе Шведского королевства, в 1632 году были представлены права города.

По условиям Ништадтского мирного договора в 1721 году земли были возвращены Российской империи.

В начале 19-го века центром прихода становится уездный центр, Тулема (Tulema), ныне поселок Салми. На высоком месте, видном издалека, на средства графини А. Орловой-Чесменской («иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина»), владевшей землями Салми, и сердобольским купцом Фёдором Фёдоровичем Маковкиным  была построена в 1814-1824 году новая каменная церковь, в распространенном тогда стиле неоклассицизма. Церковь была трехпрестольной: левый придел — во имя праведной Анны и правый — в честь св. Алексия, митрополита Московского. Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание Приграничной Карелии вообще.

Эти обстоятельства и имя Орловой, породили легенды о якобы ее приезде в Салми и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада.

Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми, одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля на территории Карелии.  Территория уезда Салми относилась к трем различным православным приходам. Самый большой из них был Салминский приход, в 1939 году имелось 8500 прихожан.

В основании церковь, освященная в память святого Николая, и именовавшаяся местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30×13 метров, на трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700 килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол. В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине 1930-х годов церковь была капитально отреставрирована.

Автором православной церкви в Салми (Тулема) был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки (прежде всего, «Кафедральный собор»). Также он проектировал церкви в Суйстамо и Саккиярви.

Православная церковь в Салми. Конец 1930-х. Фотограф Toivo Talvi

Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви была разграблена. К 1944 году салминцы смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский артобстрел совершался по державшим оборону в здании церкви финским солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части.

Церковь Николая Чудотворца

На финском кладбище между Ряймяля и Салми сохранился памятник погибшим в 1918 году. Высокий обелиск на насыпи, в склоны которой вделаны таблички с именами погибших. На этом кладбище совершают современные захоронения, между свежими могилами сохранились несколько основательных чугунных крестов с именами. Имена похороненных отлиты вместе с крестами — каждый крест отливался индивидуально. От небольших крестов остались только огрызки оснований, торчащие из камня. То же и на православном кладбище в Салми у церкви.

Памятник погибшим в 1918 году

РУБРИКИ:

Метки:

Обсуждение закрыто