Богоявленский погост в Ошевенске

Богоявленский погост в Ошевенске

Координаты61.86527900,38.77745400

Адрес: Каргопольский район, д. Ошевенск, в 48 км от Каргополя по Ошевенскому тракту.

Ошевенск, самая крупная (с 600 жителями) и лучше всего сохранившаяся из этих деревень, находится в 40 километрах северо-западнее Каргополя на реке Чурьега.  Ошевенск состоит из группы поселений, включая три деревни на реке. Первую деревню называют Погост, раньше это имя использовали как термин для обозначения священной земли, на которой располагались кладбище и церковь.

Деревня Погост в 2016 году была внесена в Путеводитель самых красивых деревень России.

Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787 г. в деревне Погост — один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Облик церкви – приземистая башня восьмерик, крытая шатром – говорит о том, что церковь эта повторяет формы более древней, стоявшей на том же месте. На Севере часто возобновляли древние обветшалые церковные постройки, создавая их близкую копию. Колокольня, стоящая возле — низкий четверик, высокий восьмерик, пролеты звона и шатер с главкой.

Богоявленская церковь представляет собой восьмериковый шатровый храм с крупным шатром и асимметричными прирубами. Звонница колокольни на восьмерике несколько выступает за основной остов здания. Купола церкви и стоящей рядом колокольни покрыты лемехом из осины длиной около 50-ти сантиметров, прибитым рядами, внахлёст.

В церкви есть алтари, посвященные Крещению или Богоявлению (центральное место), а также Иоанну Богослову. Богоявление и Крещение – один и тот же православный праздник, является одним из наиболее впечатляющих образцов художественной культуры Русского Севера.

Это одна из самых крупных среди деревянных церквей в области Каргополя. Ее иконостас и расписанный деревянный потолок (известный как «небо» или «небеса») производят ошеломляющее впечатление своим размером и яркими цветами.

В искусно выполненной резной раме иконостаса еще сохранились некоторые иконы. Церковь была закрыта в 1930-е годы, открывалась во время войны и снова была закрыта в ходе последней антирелигиозной кампании, проводимой Хрущевым. Богоявленская церковь, ныне используемая местным приходом для проведения служб, была открыта в 1990-х годах.

Самая впечатляющая деталь главного объема – расписанный свод, на котором все еще сохранились неповрежденные участки. Эти расписанные «небеса» – отличительная особенность церкви, сочетание искусства и конструкции, живописи и архитектуры.

Храм действующий, как правило, открыт для посещения. Можно попросить подняться на колокольню — с нее открывается очень красивые виды на окрестности.

В Погосте до сих соблюдают традиционные обряды. Перед свадьбой пекут соленое печенье: считается, что оно приносит в семью достаток. Готовить обрядовые блюда, прясть на старинных прялках и правильно пользоваться веником в русской бане местные жители учат и туристов. Для гостей проводят экскурсии по архитектурным памятникам.

Богоявленский погост в Ошевенске

На въезде деревню Погост расположено каменное основание монастыря Святого Александра Ошевенского. Обитель закрыли в 20-е годы прошлого века, монастырь оказался заброшенным. Сегодня для посетителей и паломников снова открыт собор Успения Пресвятой Богородицы 1707 года. В надвратном Никольском храме проводятся литургии.

Богоявленский погост в Ошевенске

Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру — Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. 

Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский. После смерти преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы.

В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма. В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм. Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел. 

В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). В настоящее время обитель возрождается.

В дальнем конце Ошевенска находится деревня Низ, имя которой указывает на ее положение в южной части Ошевенска. В деревне есть своя достопримечательность – миниатюрная часовня Святого Великомученика Георгия, построенная в XIX веке на небольшом возвышении, где дорога входит в деревню. У часовни есть две башни, одна из которых служит колокольней.

Богоявленский погост в Ошевенске

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *